Page 324 - Очерки истории культуры Урала
P. 324

вольным прошлым. 6 ноября, после торжественной части общего-
родского заседания в честь пятнадцатилетия Октября, состоялась
премьера.

    Звучит увертюра… Открывается занавес – и перед зрителями
огромная рельефная карта Урала. Постепенно лучи прожектора
освещают ее сильнее и сильнее. На ней возникают красочные, ис-
кусно выполненные обозначения природных богатств нашего края.
И рабочий-краснознаменец Верх-Исетского завода <…> в моноло-
ге перед картой говорил о том, что «Урал – такая комбинация бо-
гатств, какую нельзя найти ни в одной стране», о том, какие ги-
гантские новостройки развернулись по всему краю, с каким энту-
зиазмом работают советские люди. А было время, когда труд счи-
тался проклятьем. И действие переносилось в XVIII век в южно-
уральские степи. Хор башкир <…> пел тоскливую песню. И в нее
постепенно вплетались ноты протеста, мятежа, борьбы. <…>

    …Неожиданно за сценой раздавались звуки фанфар, потом
слышалась песня русских. И вот они появлялись, закованные в
кандалы, в окружении солдат. Начальник команды, офицер <…>
зачитывал указ «быть здесь заводу на рудах железных» и объявлял,
что на заводе все должны работать «под страхом смертных наказа-
ний». В ярости кидались башкиры вместе с русскими колодниками
на солдат…

    Во второй части оратории на киноэкране показывались доку-
ментальные кадры об Октябрьской революции и Гражданской вой-
не на Урале. Они перемежались с балетно-мимическими сценами,
эпизодами борьбы с царизмом и колчаковщиной. В сценах этих
<…> использовался принцип театра теней. А затем на сцене зву-
чала яркая симфония социалистической стройки. Появлялись ко-
лонны рабочих и работниц, новых хозяев Урала. Возводилась ог-
ромная домна. И, наверное, тогда впервые на сцене возникли раз-
личные сложные индустриальные подробности – вспышки элек-
тросварки, подъемные краны. <…> Все это не выглядело бутафо-
рией в естественных, четко разработанных режиссером сценах.

    Третья часть оратории рассказывала о митинге по случаю за-
вершения монтажа домны. Прибывали представители от старых за-
водов, от других новостроек – с Уральского Севера, из Березников,
Нижнего Тагила. Когда они исполняли свои арии, то на рельефной
карте Урала вспыхивали очертания того района, откуда был делегат.

    …В эпилоге все озарялось огнем чугунной плавки. По сцене и
зрительному залу, высоко подняв знамя и эмблемы заводов, шли
колонны ударников. Все завершалось «Интернационалом». Веду-

                                                323
   319   320   321   322   323   324   325   326   327   328   329