Page 332 - Очерки истории культуры Урала
P. 332

Строительство Медгородка и Втузгородка стало другим при-
мером схожего подхода. Центром нового городского района, по-
лучившего название Втузгородка, стал комплекс учебных корпу-
сов, студенческих общежитий и научных заведений. Комплекс не
имел аналогов в отечественном строительстве учебных зданий ни
по масштабам строительных работ, ни по оригинальности объем-
но-пространственных и планировочных решений.

    Несмотря на острейший жилищный кризис, в городе одним за
другим продолжают вставать здания Товарной биржи, Промбанка,
Дома Советов и другие. Заданные темпы требовали колоссального
напряжения сил, сырые незавершенные проекты буквально выры-
вали из рук, страдало и качество строительства. Венцом сооруже-
ний делового ряда должен был стать Дом промышленности и тор-
говли, призванный завершать пространный ансамбль планируемой
в качестве центральной – площади Парижской коммуны.

    Свердловску в конце 1920-х гг. было посвящено два всесоюз-
ных конкурса. Один, связанный с проектом синтетического театра,
другой – Дома промышленности. В результате конкурса на проект
Дома промышленности первая премия была присуждена москвичу
Д. Фридману. Композиция грандиозного сооружения строилась на
контрасте горизонтального П-образного в плане объема и сопря-
женной с ним 140-метровой башней, ориентированной на проспект
Ленина (проект предполагал еще богатый декор в украшениях и
статую Ленина): «…башня, гордо вознесенная в небо в центре
Свердловска, стала бы самым сильным высотным акцентом, под-
чинив себе доминанты Вознесенского собора, Дома связи и др.
Как некогда в Петербурге, архитектурным центром ансамбля го-
рода стало промышленно-гражданское сооружение, так и столица
Урала получила бы столь же важный центр, правдиво характери-
зующий ее значение»178. Однако замыслам архитекторов не суж-
дено было воплотиться: можно видеть своего рода знак в том, что
уже наполовину построенное здание с башней неожиданно сгоре-
ло; не был построен крупномасштабный синтетический театр на 5
тыс. мест (по проекту победившего во всесоюзном конкурсе
М. Гинзбурга); не было доведено до конца запланированное соз-
дание впечатляющей по размаху площади Парижской коммуны,
которую должны были обрамлять эти грандиозные сооружения.

178 Шелушинин А. Д. К истории архитектуры Свердловска (конструктивизм
1920 – 1930 годов) // Из истории художественной культуры Екатеринбурга –
Свердловска. – Свердловск, 1974. – С. 81.

                                                331
   327   328   329   330   331   332   333   334   335   336   337