Page 282 - Очерки истории культуры Урала
P. 282

ный уровень, однако, местная печать констатировала «слабый уро-
вень изобразительного искусства», так как среди экспонировав-
шихся произведений «…не было ни величественного эпоса рево-
люции, ни зарисовок мрака былого. <…> От революции на вы-
ставке мало,»140 – писала «Уральская новь» в 1926 г.

    В 1925 г. состоялась еще одна выставка – городская – в Челя-
бинске. Понимание «политического момента» нашло свое отраже-
ние в представленных на выставке таких картинах, как «Убийство
пяти челябинских коммунаров» или «Челябинск в дни похорон
Ленина», со всей скрупулезностью и жизненной достоверностью
стремящихся воспроизвести конкретные события. Здесь же были
выставлены и экспрессионистические, близкие к кубизму, работы
А. Самохвалова «Рабочее строительство», «Буржуазные девицы»,
«Цирк», «Балерина»141. Центральное место на выставке заняли по-
лотна Николая Русакова, отличающиеся внутренним масштабом,
художественной культурой.

    Едва ли такое искусство отвечало взглядам власти. Звучавшая
со стороны партийной прессой критика творчества уральских ху-
дожников объяснялась и тем, что предпочтения партии к середине
1920-х гг. становились все более определенными. Ленинская тео-
рия «партийности искусства» требовала от художника изображе-
ния и оценки действительности исключительно с партийной пози-
ции. Чтобы выполнить свою роль в качестве инструмента пропа-
ганды такое искусство должно было стать понятным даже непод-
готовленному зрителю.

    В 1927 г. после второй областной художественной выставки
отмечалось: «Первое, что особенно ярко бросается в глаза, – это
большой сдвиг художников в сторону современности содержания
картин. Темы работ в большинстве отражают природу и жизнь
Урала, уральские заводы и повседневный, знакомый нам быт. За-
метны крупные достижения отдельных мастеров, видна работа над
собой и своими произведениями как в техническом, так и идеоло-
гическом отношении»142. Основные темы работ: природа и жизнь

140 Первая выставка художников Урала в Перми // Цит. по кн.: Павловский
Б. В. Художники Свердловска. – Л., 1960. – С.20.
141 См.: Трифонова Г.С. Художественная жизнь Челябинска первой половины
20-х годов// Музей и художественная культура Урала / Сб. докладов науч.-
практ. конф. – Челябинск, 1991. – С.64.
142 Вермильон. Вторая выставка современных художников Урала // Цит. по кн.:
Павловский Б. В. Художники Свердловска. – Л., 1960. – С.21.

                                                281
   277   278   279   280   281   282   283   284   285   286   287