Page 239 - Очерки истории культуры Урала
P. 239

вок, проведение публичных чтений и лекций, организация художе-
ственных классов.

    Первое собрание состоялось 8 декабря 1909 г., на нем был за-
читан список членов из 32 человек. В общество входили препода-
ватели рисования учебных заведений Перми, Вятки, Екатеринбур-
га, Кунгура и других уральских городов, архитекторы, любители
живописи и городская интеллигенция»113.

    Со временем становится возможным говорить о становлении
художественного образования на Урале. Первоначально оно был
тесно связано с необходимостью собственных кадров для граниль-
ной фабрики (нужны были чертежники, модельщики, которых и
готовят в местных училищах). Затем с ростом учебных заведений
появляются учителя черчения и рисования, имеющие академиче-
скую подготовку, что также имело важное значение для развития
художественной культуры.

    Среди художников, получивших образование в Академии ху-
дожеств, наряду с братьями Верещагиными можно назвать
Ф. Бронникова, А. Корзухина, В. Казанцева, братьев Сведомских,
А. Шанина, А. Зеленина, Н. Плюснина и др.

    Верещагины – династия пермских иконописцев и живописцев.
Известно о трех поколениях художников Верещагиных.

    Основатель династии – Прокопий Данилович (1764–после
1811) родился в мещанской семье. С 1780 г. жил в Перми. Он был
автором более чем 30 икон, написанных для церкви Животворя-
щей Троицы в пос. Кизел Пермской губернии. Его сын, Петр Про-
копьевич (1795–1843), также был иконописцем. В Пермской кар-
тинной галерее хранится написанная им икона «Ангел с Товием».

    Сыновья Петра Прокопьевича – Петр (1834–1886), Митрофан
(1842–1892) и Василий (1856–1909) – первоначальное художест-
венное образование получают в Перми, а затем продолжают свое
образование в Императорской Академии художеств.

    Петр Прокопьевич прославился как художник-пейзажист, соз-
датель уральских пейзажей («Станция Архиповка», 1876; «Камень
Молоков», 1877; «Камень Мултых», 1880), видов городов (Ревеля,
Пскова, Нижнего Новгорода, Москвы, Петербурга), образов при-
роды Кавказа и Крыма, нескольких батальных пейзажей времен

113 Семянников В. В. Пермское общество любителей живописи, ваяния и зод-
чества (1909 – 1919 гг.): хроника деятельности //Из истории художественной
культуры Урала /Сб. науч. трудов.– Свердловск, 1988. – С. 155.

                                                238
   234   235   236   237   238   239   240   241   242   243   244