Page 234 - Очерки истории культуры Урала
P. 234
А.П. Боголюбова, В.П. Верещагина, В.Р. Растворского и других.
Эти работы легли в основу художественного отдела музея УОЛЕ, а
впоследствии стали основой экспозиции музея изобразительных
искусств.
Искусство встречало гостей не только в Художественном отде-
ле. Стенд Императорской Екатеринбургской Гранильной фабрики
представлял собой грот, наполненный добываемыми на Урале дра-
гоценными камнями и самоцветами. Ново-Тихвинский перво-
классный девичий монастырь показывал рукоделия, шитые золо-
том, шелком, бисером и гарусом; местные фотографы – коллекции
авторских фотографических изображений Екатеринбурга и При-
уралья.
***
На рубеже XIX–XX вв. лучшие представители уральской ин-
теллигенции все острее осознавали ценность, самобытность, непо-
вторимый характер горнозаводского Урала. Последние десятиле-
тия XIX в. проходили для уральской интеллигенции под знаком
стремления как можно полнее представить, описать историю и со-
временное состояние края.
Так, Д. Мамин-Сибиряк, ощущая себя летописцем современно-
сти, чувствуя личную ответственность за происходящее, болез-
ненно переживал происходившее на его глазах разрушение преж-
него строя уральской жизни. Огромный, мощный пласт действи-
тельности уходил в прошлое, не оставив почти никакого следа
своего присутствия ни в литературе, ни в русской культуре вооб-
ще. Писатель спешил в меру сил и таланта объять в своей деятель-
ности как можно больше, а главное – дать голос самой уральской
жизни. Свидетельством тому стали многочисленные краеведче-
ские статьи и очерки Мамина-Сибиряка, его произведения на ис-
торическую тему («Охонины брови», «Братья Гордеевы», «Сказа-
ние о сибирском хане, старом Кучуме»), представляющие панора-
му развития Урала на протяжении нескольких веков. Кроме этого
писатель самостоятельно проводил археологические раскопки (и
был даже принят в члены Московского археологического общест-
ва), а в 1889 г. от Общества любителей российской словесности
получил свидетельство о «праве собирания песен и других произ-
ведений народной словесности».
Уральская культура сама не успела еще к этому моменту выра-
зить и осознать свою сущность, оценить свою специфичность и
уникальность. Качественным этапом на пути становления ураль-
ского самосознания должно было стать появление целостного об-
233