Page 237 - Очерки истории культуры Урала
P. 237

К концу ХIХ в. сохранялось встречное движение народного
творчества и профессионального искусства. В частности, достиже-
ния каслинских литейщиков во многом связаны с приездом на за-
вод в 1870–1880-х гг. выпускников Академии художеств –
М. Канаева, Н. Баха и др.– направивших развитие промысла в рус-
ло общероссийских тенденций. С другой стороны, попытки
«окультуривания» народного искусства, «прививание» академиче-
ски-натуралистической манеры письма, игнорирующих фольклор-
ную традицию, приводили к разрушению преемственности в раз-
витии художественных промыслов, что видно на примере лаковой
росписи по металлу.

    В 1902 г. в Екатеринбурге открылась художественно-
промышленная школа. Новая школа была приписана к Санкт-
Петербургскому училищу рисования барона Штиглица. Из Санкт-
Петербурга в Екатеринбург прибыло несколько преподавателей
училища. Первым директором школы стал художник М. Камен-
ский, брат известного русского скульптора Ф. Каменского. В шко-
лу принимались дети без различия сословий. К 1906 г. в школе
училось свыше 100 человек. О достижениях учеников свидетель-
ствуют золотые медали, полученные ими на общероссийских и
международных выставках: в Екатеринославе (1900), Турине
(1911), Петербурге (1912), Киеве (1913), Лионе (1914). Среди пер-
вых выпускников школы были П. Кремлев, возглавлявший впо-
следствии камнерезную мастерскую Карла Фаберже; П. Дербы-
шев, работавший камнерезом на петербургском заводе Верфеля;
выдающийся скульптор И. Шадр. В 1918 г. на базе художественно-
промышленной школы было открыто Екатеринбургское художест-
венное училище.

    С другой стороны, эволюционировала сама заводская среда,
претерпевали изменение ее художественные вкусы. Например,
почти на всех заводах в 1880–1890-х гг. существовали любитель-
ские театры. Рабочий самодеятельный театр был создан в Нижнем
Тагиле; на Каслинском заводе, инициаторами и участниками спек-
таклей являлись зажиточные мастеровые. О распространенности
заводских и сельских хоров говорит хотя бы тот факт, что к трех-
сотлетию Дома Романовых в 84 местах народными хорами была
поставлена опера Глинки «Жизнь за царя» (причем в 30 случаях
опера была показана полностью).

    Уральская интеллигенция, уральские художники со своей сто-
роны все острее начинали осознавать ценность, самобытность, не-
повторимый характер горнозаводского Урала. Так отрывались

                                                236
   232   233   234   235   236   237   238   239   240   241   242