Page 235 - Очерки истории культуры Урала
P. 235

раза Урала. Решение подобной масштабной задачи было по силам
уже только профессиональному искусству.

    Действительно, уральские писатели и художники на рубеже
веков много сделали, чтобы историческое значение промышленно-
го Урала получило достойное признание в стране. История и на-
стоящее Урала еще только начинают осваиваться в коллизиях и
сюжетах художественных произведений. «Горячо любя свой
Урал, – писал А. Денисов-Уральский, – я пожелал быть ему полез-
ным в той области, которая для меня доступна; пусть другие сде-
лают это в тех областях, которые им доступны!»

    Настоящим откровением для столицы стали выставки под на-
званием «Урал и его богатства», организованные в 1902 и 1911 гг.
в Петербурге художником А. Денисовым-Уральским. На выставке
1911 г. прямо в выставочном зале была воссоздана часть настоя-
щей шахты – «забоя», привезенной с Урала. Впервые столичный
зритель мог познакомиться с работой специально приглашенных
уральских горщиков, стать свидетелем процесса добывания золота
уральскими старателями; оказаться в лаборатории камнереза и
гранильщика, увидеть различные способы обработки камня.

    По поводу этой экспозиции одна из столичных газет востор-
женно писала: «Все привлекает внимание на выставке: и картины
малознакомого нам Урала, полного дикой прелести, и самоцвет-
ные камни, говорящие о поразительном богатстве этого чудесного
края, и виды «забоя» для добывания топазов, и древнерусская ме-
бель, и старательская промывка золота, и ювелирные изделия…
Но самым любопытным является сам собиратель и производитель
всего этого богатства. Трудно передать поэзию своеобразного ка-
менного мира так, как передает ее Денисов-Уральский. Его надо
непременно послушать, чтобы иметь представление о том, как
можно любить свой край и какие богатства скрывает наш Урал».

    К открытию выставки А. Денисовым-Уральским было издано
«Руководство к обзору выставки», а на экраны Петербурга вышел
фильм «Урал и его богатства».

    И, тем не менее, огромный пласт уральской жизни оставался
неопознанным, не успел еще выразить себя в слове, в изобрази-
тельном искусстве. При этом уральское искусство лишено было
поддержки со стороны, лишено было возможности опереться на
художественный опыт российских писателей и живописцев. Про-
блему осложняло то, что само профессиональное художественное

                                                234
   230   231   232   233   234   235   236   237   238   239   240