Page 238 - Очерки истории культуры Урала
P. 238

перспективы становления самобытного профессионального ураль-
ского искусства.

    Необходимо отметить, что особую значимость еще со времени
освоения края занимает архитектура. Подготовленные император-
ской Академией художеств, такие архитекторы как С. Хвостов,
С. Колокольников, И. Николаев, И. Свиязев, М. Малахов, Э. Сарто-
риус, А. Турчевич, Ю. Дютель с XVIII и вплоть до начала ХХ в.
создают особый облик уральских городов и заводских поселков.

    Изобразительное искусство в XIX – начале ХХ вв.
    Изобразительное искусство на Урале развивалось в тесной свя-
зи с иконописной традицией. Первые значительные художники –
были выходцами из семей потомственных иконописцев.
    Немалое значение для развития уральского искусства имело
создание Общества любителей изящных искусств (1897), которое
среди своих целей и задач называло развитие в публике интереса к
изящным искусствам и содействие кустарным промыслам. В об-
ществе было несколько отделов: литературный, сценических ис-
кусств, музыки, живописи, ваяния и зодчества, художественной
промышленности, фотографии, кустарной промышленности. Об-
щество организовывало художественные выставки, получив из-
вестность не только в России, но и за границей. Наиболее извест-
ными были Екатеринбургское общество любителей изящных ис-
кусств и Пермское общество любителей живописи, ваяния и зод-
чества.
    Одна за другой проходят выставки картин в Перми: декабрь
1900 г.– персональная выставка А. Денисова-Уральского; март
1902 г. – выставка картин братьев Сведомских, И. Левитана,
В. Верещагина и др. В последних числах декабря 1907 г. Пермский
научно-промышленный музей организовал выставку картин ху-
дожников-любителей и профессионалов.
    «Газеты писали, что средства, собранные с этой выставки,
«...пойдут на дело организации в Перми общества художников ме-
стного края», которое и было «...внесено в peeстр Пермского Гу-
бернского по делам об обществах Присутствия 24 сентября
1909 г.» В конце 1909 г. был издан Устав, закрепивший цель обще-
ства: развитие у публики любви к живописи, совершенствование
мастерства членов общества, устройство художественных выста-

                                                237
   233   234   235   236   237   238   239   240   241   242   243