Page 74 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 74
Глава 3. Школьный музей: виртуальные проекты
В настоящее время деятельность музеев изменяется в связи с трансфор-
мациями информационно-коммуникационной среды. В принятой в РФ «Кон-
цепцией формирования и развития единого информационного пространства
России и соответствующих государственных информационных ресурсов», оп-
ределены задачи информационного общества на этапе постиндустриального
развития: «Целями информатизации во всем мире, в том числе и в России, яв-
ляются обеспечение организационного, социально-экономического и научно-
технического процессов создания оптимальных условий для наиболее полного
удовлетворения информационных потребностей и реализации предусмотрен-
ных Конституцией прав граждан, органов государственной власти, органов ме-
стного самоуправления, организаций, общественных объединений путем фор-
мирования и использования информационных ресурсов, внедрения средств вы-
числительной техники и телекоммуникаций и на этой основе улучшение усло-
вий жизни населения, повышение эффективности общественного производства,
стабилизация социально-политических отношений в государстве»41.
В создании единого информационного пространства музеям приходится
искать новые формы работы. Сегодня в сети Интернет появляется большое ко-
личество виртуальных музеев, выставок, открываются виртуальные филиалы
крупных музейных собраний и проводятся виртуальные экскурсии, разрабаты-
ваются виртуальные путешествия по историческим городам и эколого-
краеведческие маршруты, аналогов которым в реальном мире может не быть.
Виртуальные «проекции» музеев создают новую среду, насыщенную артефак-
тами, прикоснуться к которым можно, не покидая дома.
В зависимости от специфики и возможностей музея определяется, как
именно образом и в каком виде будет существовать его виртуальная версия: это
будет презентация отдельного экспоната или целой экспозиции, одного музея
или музейного комплекса; в каких формах будет проходить знакомство с вир-
туальным музеем – в форме путешествия, экскурсии или занимательного кве-
ста. Особое внимание уделяется контенту виртуального музея, языку представ-
ления информации и способам ее визуализации.
Как справедливо отмечает Т. Е. Максимова, «виртуальные музеи – это
новая технология бесконтактного информационного взаимодействия пользова-
теля с музейной средой, компьютерная система, которая обеспечивает опреде-
ленные визуальные и звуковые эффекты»42. Они одновременно являются и
средством презентации музея, и новыми медиа, и значимым компонентом со-
временной культурно-досуговой среды, в которой развиваются творческие спо-
собности пользователей, обеспечивается культурный обмен и продуктивная
коммуникация.
41 «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих
государственных информационных ресурсов» (одобрена решением Президента РФ от 23.11.1995 № Пр-1694).
С. 3.
42 Максимова Т.Е. Виртуальные музеи: типология и функциональная специфика. – М.: Экон-информ, 2014. С.6.
74