Page 78 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 78

Глава 2. Патриотическое воспитание в школе и деятельность
        школьных культурно-образовательных институций

    Обращение к воспитанию на современном этапе рассматривается
не просто как дань моде, но как необходимость реализации общей за-
дачи – становления целостной личности со сформированной устойчи-
вой системой ценностных координат, позволяющих обрести надежное
основание для саморазвития. Однако сложность и противоречивость
современного мира, многовекторность его развития, полистилистич-
ность как качество актуальной современности – все это создает извест-
ные сложности не только для системы образования, но и для общества
в целом. Задача формирования личности с устойчивой системой цен-
ностей не должно создавать иллюзию, что ценности – это незыблемая,
единая для всех система норм и правил, а усвоение их не оставляет воз-
можности для изменений.

   Анализ целей и задач патриотического воспитания в последнее
время приобрел особую значимость, обусловленную как государ-
ственно-политическими и идеологическими, так и собственно обра-
зовательными задачами. Концепт «патриотизм», его содержательная
наполненность, сущность патриотического воспитания, его формы и
виды обсуждаются в отечественной социально-гуманитарной и педа-
гогической литературе.

   Концепт «патриотизм» рассматривается как «нравственный и по-
литический принцип, социальное чувство, содержанием которого
является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам
свои частные интересы». Он предполагает «гордость достижениями и
культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные
особенности и идентификацию себя с другими членами народа, стрем-
ление защищать интересы Родины и своего народа». В основе патрио-
тизма лежит положительно окрашенное ценностное отношение к род-
ной земле, ее языку, традициям, людям.

   Под гражданско-патриотическим воспитанием в научной литера-
туре понимается целенаправленный, сознательно осуществляемый
педагогический процесс организации и управления деятельностью
личности по овладению социально-культурным, социально-политиче-
ским, экономическим, морально-этическим опытом демократических
отношений. Гражданско-патриотическое воспитание соединяет в себе
понятия «гражданин» на когнитивном и нравственно-волевом уровнях

                                            76
   73   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83