Page 33 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 33
тия человеческого капитала, возрастает их влияние в образовательной
деятельности и в общественной жизни.
II. Проблемы развития школьных библиотек
Общее образование в Российской Федерации претерпевает мас-
штабную реструктуризацию. За последние годы в ряде регионов стра-
ны сократилось количество образовательных организаций, в том чис-
ле в связи с их укрупнением, возросла численность обучающихся. По
данным Федеральной службы государственной статистики, в образо-
вательных организациях функционируют 45 729 школьных библио-
тек, общий фонд которых составляет более 616 млн экземпляров книг,
включая учебники и учебные пособия.
Ключевыми препятствиями к развитию школьных библиотек в
настоящее время являются: несогласованность действий участни-
ков отношений в сфере образования, несовершенство нормативной
правовой базы, проблемы кадрового обеспечения, слабая материаль-
но-техническая база, старение библиотечного фонда, недостаточность
информационно-ресурсного и программного обеспечения, слабое вза-
имодействие с бизнес-сообществом, основанное на принципах госу-
дарственно-частного партнерства.
Существующая нормативная правовая база, регулирующая деятель-
ность школьных библиотек, не соответствует вызовам времени.
Требуют актуализации федеральные государственные образо-
вательные стандарты общего образования (далее – ФГОС) в части
установления требований к условиям реализации основных общеоб-
разовательных программ, в том числе кадровым, финансовым и мате-
риально-техническим условиям в части школьных библиотек.
Система методического сопровождения педагогов-библиотекарей,
успешно работавшая на всех уровнях в советские годы, требует мо-
дернизации. Отсутствует централизованная методическая поддержка
школьных библиотек на федеральном уровне и в большинстве случаев
на региональном и муниципальном уровнях.
Сетевое взаимодействие школьных библиотек не носит системный ха-
рактер. Создаются различные механизмы научно-методической поддерж-
ки школьных библиотек. Только в отдельных регионах созданы ассоциа-
ции школьных библиотек и (или) центры их методической поддержки.
Требует урегулирования ряд кадровых вопросов. В номенклату-
ру должностей педагогических работников введена должность «педа-
31