Page 121 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 121
субъекта, формулирующего цели и задачи воспитания исходя из иде-
ального образа.
До конца 1990-х годов решение задач воспитания было исклю-
чительно прерогативой школы и системы общего образования в
целом. Все остальные субъекты культурно-образовательного про-
странства выступали как вспомогательные, способствующие, за-
трудняющие либо мешающие решению сформулированных школой
целей. Ответственность за социализацию личности и ее развитие
также лежала преимущественно на школе. Обращение к истории
региональной культуры, взаимодействие школы с различными уч-
реждениями, представляющими субъект Российской Федерации,
носило не системный, а скорее казуальный характер, что со стороны
контрагентов системы образования воспринималось как потреби-
тельское отношение.
Несовпадение стандартов воспитания, его цели и задач приводит к
скрытой конфронтации школы и семьи, школы и отдельного ребенка,
желанию создавать параллельные пространства социализации, расши-
ряющие жесткие нормативные рамки.
С конца 1990-х – начала 2000-х годов начинает формироваться иная
модель организации образования в целом и воспитания как его состав-
ной части. При преобладании школоцентричной модели намечается
сдвиг в сторону полицентричности в организации культурно-образо-
вательного пространства и, как следствие, во включении в него в каче-
стве равноправных различных субъектов культурного поля.
Полицентричная модель региональной системы воспитания соот-
ветствует новому качеству культурной среды – многополярности. По-
лицентричная модель более адекватна современным требованиям, так
как обладает качествами вариативности и обеспечивает решение раз-
ноплановых задач.
Если в школоцентричной модели образцы, транслируемые системой
воспитания, носили устойчивый характер, то в полицентричной моде-
ли реализуется принцип множественности. Соответственно и ответ-
ственность за решение воспитательных задач в полицентричной моде-
ли несут в равной степени все субъекты культурно-образовательного
пространства.
Если представить визуальный образ школоцентричной модели, то
это будет окружность, в центре которой – школа, а социальные инсти-
туты будут находиться на периферии или за границами четко очерчен-
119