Page 7 - Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей. Часть 2
P. 7
Раздел 1. Нравственные истоки служения Отечеству
главное богатство Урала – это люди. На нашем занятии мы приот-
кроем подземные кладовые, услышим интересные рассказы о тру-
довых традициях нашего края, поразмышляем о том, что значит
быть мастером своего дела.
Основная часть занятия
1) Работа с картой полезных ископаемых Урала. Сообщения де-
тей
На доске висит физическая карта Урала. Ученики делают не-
большие сообщения о полезных ископаемых (железная, медная,
алюминиевая руды, асбест), их применении. Учитель или ребята
прикрепляют маленькие флажки на карту, обозначая месторожде-
ния. Рассказ может сопровождаться презентацией. Целесообразно
закончить рассказ о полезных ископаемых сообщением об Иль-
менском минералогическом заповеднике.
Учитель: Посмотрите, перед вами карта уникальных месторожде-
ний полезных ископаемых. Освоить природные богатства Урала смог
человек-труженик, влюблённый в свой край, свою профессию.
2) Обсуждение текста «Ступени мастерства». (Текст выдаёт-
ся на карточках для работы каждому ученику)
«Уральское мастерство накапливалось столетиями. Древние
каменные, бронзовые и железные изделия поражают безупречной
красотой: поистине ничего лишнего! Красота кладовых природы
направляла руку и глаз мастера. Сила и талант, мастерство черпа-
лись из земли.
Изделия, изготовленные на Урале, отправлялись во все уголки
России. Здесь оставались память, предание и мастерство. Горди-
лись уральцы не вещью, а умением. Мастеров отличали не только
профессиональные честность и гордость, безупречное знание про-
изводства, но и человеческое достоинство. Мастерство – мерило
оценки человека: стоящий мастер и пустой человек. По аналогии с
камнем: отборный малахит и пустая порода. Степень благосостоя-
ния определялась ещё и работоспособностью человека.
Мастером стать не просто. Сначала ученичество, а значит тер-
пение, внимание, умение перенимать тонкости дела, слышать
учителя, наставника. Ученичество продолжалось до тех пор, пока
ученик не равнялся с мастером-учителем. Непозволительным счи-
талось хвастать, хвалить себя прежде, чем люди похвалят.
6