Page 22 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 22
любить свой народ, бороться и погибнуть за него. В ней сущность Родины, та
сущность, которую стоит любить больше себя». 47
Квасной патриотизм. Этим выражением обозначается общественное
явление, противоположное истинному патриотизму: упрямая, зачастую
немотивированная приверженность к мелочам национального быта.48 В качестве
примера можно привести слова А.С. Пушкина: «Некоторые люди... почитают
себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной
рубашке».49
Российский патриотизм. З.Т. Гасанов употребляет понятие
«российский патриотизм»,50 под которым подразумевает целый ряд позиций,
включая уважительное отношение ко всем народам Российской Федерации, к их
истории, традиции, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;
любовь к родному языку, культуре и истории своего народа; уважительное
отношение к русскому языку и понимание его роли в становлении и развитии
российской государственности; уважение к русскому языку как средству
межнационального общения и взаимосближения народов России и СНГ и др.
Патриотизм великодушия. По мнению Д.В. Григорьева, патриотизм
это не гордость за что-либо, а редкое проявление человеческого духа
великодушие.51 М.К. Мамардашвили считает, что великодушие это
способность «души вместить весь мир, как он есть, и быть недовольным в этом
мире только собой... И более того, великодушие предполагает, что мир таков, что
в любой момент в нем может что-то случиться только с моим участием».
Если патриотизм гордости избирателен, он делит историю и культуры
страны на достойное и недостойное его, то патриотизм великодушия ничего не
делит, он всепричастен, радуется, гордится светлым и страдает, мучается
темным. «...я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как
литератора меня раздражают, как человек с предрассудками я оскорблен, –
но клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или
иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её
дал».52
Постлиберальный патриотизм. Патриотизм рассматривается в данном
случае как своеобразная избирательная гордость, чувство причастности к
«светлым» событиям и явлениям в культуре и цивилизации своей страны и
стыдливое умолчание, или даже ироничная критика в адрес «тёмных» событий,
явлений, лиц.53
47 Ильин И. Путь духовного обновления (Русская цивилизация) / сост., авт. предисл., отв.
ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2011. С. 5.
48 Ушаков Д. Н. Соч. Т. 1. С. 1346.
49 Пушкин А. С. Отрывки из писем, мысли и замечания. М., 1949. Т. 11. С. 56.
50 Гасанов З. Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан //
Педагогика. 2005. № 6. С. 6061.
51 Григорьев Д. В. Воспитание патриотизма великодушия //Гражданин России:
отечественные традиции образования и современность: материалы форума (2324 августа
2007 года). Пермь, 2007. С. 2122.
52 Пушкин А. С. Письмо П. Я. Чаадаеву (19 октября 1836 г.)// Русская идея/ сост. и авт.
вступ. Статьи М. А.Маслин. М.: Республика,1992. С. 5051.
53 См.: Григорьев Д. В. Воспитание патриотизма великодушия //Гражданин России:
отечественные традиции образования и современность: материалы форума (2324 августа
2007 года). Пермь, 2007. С. 2122.
21