Page 26 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 26
Воспитание гражданских качеств личности процесс
целенаправленной духовно-практической деятельности по формированию
гражданской сознательности, активности, ответственности, других социально
значимых качеств личности, её готовности и способности к созидательному
преобразованию действительности. Акценты гражданского воспитания могут
быть различными. Для США характерен акцент на воспитание гражданина,
приверженного демократическим ценностям, и ориентацию образования на
формирование ответственности человека за судьбу демократического общества.
Для европейских стран характерно обучение школьников правам человека и
ответственному проживанию в поликультурном обществе.
Приоритеты гражданского образования в России:
формирование способностей и готовности к активному освоению
ситуаций социальных перемен, к социальному и политическому выбору,
позитивной адаптации к изменениям в социуме и культуре, достигаемой путём
усиления взаимодополнения и партнёрства участников социальных
взаимодействий;
развитие самостоятельности и автономии личности в единстве с
усвоением общественных и правовых норм;
параллельно с освоением правовых стандартов демократического
общества и государства – формирование способностей и готовности к
совмещению разных социальных ролей, развитие навыков коммуникативной
культуры, психологической устойчивости к быстрым социальным переменам и
массированным информационным воздействиям;
развитие поликультурного компонента школьного образования
наряду с формированием российской идентичности, что предполагает мирное и
плодотворное взаимодействие разных культур в пространстве учебного
заведения, местного сообщества, города, страны; освобождение картины мира
учащихся от стереотипов дискриминации и ксенофобии в отношении иных
социальных и культурных групп; допустимость альтернативных точек зрения,
языков самовыражения; толерантность в отношении другого в качестве нормы
социального поведения; реализацию принципа личной автономии и
гражданской солидарности;
формирование у школьников установки на постоянное обновление и
совершенствование своих знаний, восприятие образования как непрерывного
процесса.
2.3. Патриотизм и гражданственность:
диалектическое единство
Будучи одними из наиболее значимых ценностей общества, патриотизм
и гражданственность интегрируют в своем содержании политические, правовые,
социальные, исторические, культурные, этнические и другие компоненты.
Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к
Отечеству, патриотизм выступает в качестве важнейшей составляющей
духовного богатства личности, характеризует высокий уровень её социализации.
Гражданственность проявляется как качество личности, граждански зрелой и
25