Page 23 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 23

2.2. Сущность понятий «гражданственность», «гражданское общество»
                             и цели гражданского образования

           Понятия «гражданство», «гражданин» восходят к Древней Греции и
Риму. Полисная демократия дала уже развитые формы гражданственности,
которая рассматривалась в то время как одна из важнейших добродетелей
свободного и воспитанного эллина, отличающей его от варвара или раба.
Юридический смысл понятие «гражданин» приобрело уже во времена
Цицерона, когда возникло понятие общества как совокупности граждан. От лат.
сivis было образовано понятие civitas – общество. Оба понятия были связаны
одновременно с представлением о городе и государстве, о том, что лежит по ту
сторону (citer), то есть в городе, в отличие от деревни, и о культурном различии
между ними, отражённом в родстве понятий civis (гражданин), civilis
(гражданский и культурный  «цивильный»). Представление об особых правах и
обязанностях гражданина в Древнем Риме было весьма развито: это был лично
свободный человек (то есть не раб), подданный Римской империи (то есть не
иноземец), житель Италийского полуострова ( а не провинций, точнее колоний)
и т.д. Римлянин имел гражданские обязанности и права: (служил в армии,
участвовал в народных собраниях, в политике и т.п.).54

           В XVI в. в европейских языках впервые появился термин «гражданское
общество», употреблённый в одном из французских комментариев к «Политике»
Аристотеля. Т. Гоббс видел в гражданском обществе социальный идеал,
реализованный в результате преодоления нечеловеческого первобытного
«естественного состояния войны против всех». Он писал, что в этих условиях
решительным образом изменяется сам человек, превращающийся из гражданина
не по признаку подданства («римские граждане»), а потому, что он становится
развитой, целостной и активной личностью, вместе с которой преображается и
общество со всеми присущими ему отношениями. В последствии концепция
гражданского общества со всеми её проблемами (свободы, права, долга, морали,
собственности и др.) разрабатывалась плеядой виднейших мыслителей  Дж.
Локком, Ж.-Ж. Руссо, И. Кантом и др.

           Буржуазные революции в западноевропейских странах дали мощный
импульс утверждению добродетелей гражданственности и патриотизма, чему в
значительной степени способствовало утверждение прав человека и гражданина
в противовес концепции даруемых сувереном прав и вольностей подданных.

           Гегель характеризовал эпоху торжества гражданского общества в таком
положении вещей, при котором люди благодаря участию государства
собственным трудом приносят пользу себе и другим.55 Такой же позиции
придерживались российские мыслители А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский,
В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов. Они понимали под гражданственностью
привычку участия в гражданских делах.

           В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля
приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин,

54 Политология: энциклопедический словарь / общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов.  М.:
Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993.  С. 75.
55 Новейший социологический словарь / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко,
Г. М. Евелькин [и др.].  Минск: Книжный дом, 2010.  С. 242, 243.

                                             22
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28