Page 24 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 24
посадский» и «член общины или народа, состоящего под одним общим
управлением; каждое лицо или человек, из составляющих народ, землю,
государство». К «гражданским доблестям» Даль относит доблести «мирные и
миротворные, честь, любовь, правда».56 В этом смысле необходимо отметить,
что специфика понимания гражданственности в России состояла в акцентах на
духовно-нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом.
В отечественной литературе конца XIX в. активно используется
понятие «гражданское общество», под которым подразумеваются определённые
взаимоотношения государства и общества. Так в приложении к учебнику
К. Ельницкого «Основы законоведения» написано, что гражданское общество
«есть форма общежития», в которое входят союзы: дворянство, классы по
однородности занятий (крестьяне, ремесленники, купцы, рабочий класс), союзы
для взаимной помощи (производительные, кредитные, ассоциации
потребителей, артели), промышленные товарищества (полное товарищество,
товарищество на вере, акционерные компании), городские и земские общества
(городская управа, уездные земские собрания и управы), церковь как
религиозный союз. В качестве основной формы общежития в учебнике названо
семейство, а «высшей формой общежития» государство, которое «обладает
властью защищать права своих членов; оно же служит сферой для развития сил
индивидумов и условием цивилизации народа. Государство образуется
вследствие потребности людей к общежитию и охранению прав их».57
В настоящее время под гражданским обществом в юридическом
смысле слова понимается общество, состоящее из настоящих граждан, то есть
людей, обладающих тесно взаимосвязанными правовой и политической
культурой, которые опираются на нравственную культуру.58 Гражданское
общество является показателем достаточно высокого уровня общественного
развития и характерно для цивилизованных стран с развитой демократией.
Существование гражданского общества возможно только при условии
наличия людей, обладающих высокими гражданскими качествами, высокой
степенью гражданственности. Под гражданственностью академик РАО
Г.Н. Филонов понимает «комплекс субъективных качеств личности,
проявляющихся в деятельности и отношениях человека, выполняющего
основные социально- ролевые функции осознанной законопослушности,
патриотической преданности в служении Родине и защите интересов своего
Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на
общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-
бытовых, межнациональных и межличностных отношений».59
Интересен взгляд американского политолога С. Шехтера, который
пишет о трёх ролях, которые исполняет личность: зритель, потребитель,
гражданин. Зритель это пассивный наблюдатель мира. Он, как правило,
56 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. А З. – С. 389, 390.
57 Кузнецова Л. В. Ретроспектива развития идей гражданского воспитания в России //
Педагогика. 2006. № 10. – С. 95.
58 Барихин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Книжный мир,
2002. С. 120.
59 Филонов Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития //
Педагогика. 1999. № 8. С. 45.
23