Page 20 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 20

Советский Союз», «Пой, златая Русь, пой, кудрявый лён, пой о том, что я в
Россию влюблён»);38

            патриотизм как высокое чувство любви к Отечеству,
подкрепленное активными действиями, поступками на благо Родины («Пускай
утопал я в болотах,/ пускай замерзал я на льду,/ Но если ты скажешь мне
снова / Я снова всё это пройду», «Раньше думай о Родине, а потом о себе...»);39

            патриотизм как общественное явление, содержание и характер
которого в значительной степени обуславливается особенностями
исторического развития общества, государства, политикой его правящей
элиты («Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути», «Если
завтра война, если завтра в поход, будь сегодня к походу готов»); 40

            патриотизм как явление общественного сознания («Я, ты, он,
она  вместе целая страна...»; 41

            патриотизм как одно из явлений духовной жизни общества
(«С чего начинается Родина?/ С картинки в твоём букваре...»;42)

            патриотизм как проявление его субъектами чувства
национальной гордости за державу и активного участия носителей
патриотизма в укреплении государства и государственности (именно поэтому
возрождение России как великой державы всё более связывают в настоящее
время с возрождением патриотизма её граждан) («Я другой такой страны не
знаю...»);43

            патриотизм как духовно-творческий акт возвышения личности,
обладающей важнейшими нравственными и другими качествами, осознающей
собственное единство с Отечеством как высшей ценностью, готовой служить
Отечеству и народу (то есть осознание своей исторической, культурной,
национальной, духовной и иной принадлежности к Родине) («Здесь Отчизна
моя, и скажу не тая: «Здравствуй, русское поле, я твой тонкий колосок», «И где
бы ни жил я, и что бы ни делал, пред Родиной вечно в долгу...»44

            патриотизм как вершинное духовно-религиозное самопроявление
личности, достигшей такого уровня развития, которое позволяет испытывать
божественную (по природе) любовь к Отечеству, с готовностью к
самопожертвованию и самоотречению для его блага («Если крикнет рать
святая...»).45

38 «Летят перелётные птицы» (сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера); «Я люблю тебя,
Россия» (сл. М. Ножкина, муз. Д. Тухманова); «Журавлёнок» (сл. И. Шаферана, муз.
Э. Комановского); «Мой адрес  Советский Союз» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова);
«Песня о Родине» (группа «Любэ»).
39 «Летят перелётные птицы» (сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера); «Комсомольская
традиция» (сл. И. Шаферана, муз. О. Фельцмана).
40 «Каховка» (сл. М. Светлова, муз. И. Дунаевского); «Если завтра война» (сл. В. Лебедева-
Кумача, муз. Дм. и Дан. Покрасс).
41 «Родина моя» (сл. Р. Рождественского, муз. Д. Тухманова).
42 «С чего начинается Родина?» (сл. В. Матусовского, муз. В. Баснера).
43 «Широка страна моя родная» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. И. Дунаевского).
44 «Поле» (сл. И. Гофф, муз. Я. Френкеля); «Моя Родина» (сл. М. Лисянского, муз.
Г. Долуханяна).
45 Есенин С. Гой ты, Русь, моя родная // Есенин С. Сочинения: в 2-х т. / предисл., сост.,
комм. С. Куняева.  М.: Вече, 2000.  Т.1.  С. 70.

                                             19
   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25