Page 93 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 93

6.1. Классные часы

        Практика классных часов в последние десятилетия практически была ис-
ключена из образовательного процесса, хотя на самом деле воспитательный по-
тенциал такой формы общения педагога и детей чрезвычайно велик. Мы рас-
сматриваем классный час как возможность диалога (полилога) участников обра-
зовательного процесса по животрепещущим проблемам, представляющим инте-
рес для детей. Особенности классного часа заключаются в его демократичности
(в отличие от академического занятия), вариативности, коммуникативной насы-
щенности субъект-субъектного взаимодействия. Тематика классных часов мо-
жет быть предложена детям и родителям для обсуждения или составлена на ос-
нове анкетирования детей и их родителей: что им интересно, какие проблемы, с
точки зрения родителей, будут полезны для их детей? Представляется, что раз-
говор, затрагивающий проблемы межкультурного диалога, взаимодействия де-
тей различных национальностей и социального положения, будет очень важен
для школьников.

        Предлагаем примерную тематику классных часов для обучающихся раз-
ных уровней образования с поставленными для обсуждения вопросами.

                                                         Таблица 5

Примерная тематика классных часов, направленных на профилактику
      экстремизма и гармонизацию межнациональных отношений

  Начальное образование          Основное образование           Среднее (полное)
                          Свои и чужие: причины ксено-              образование
Что такое дружба, и по-   фобии
чему люди должны жить                                    Интолерантность как со-
дружно?                   Влияние стереотипов на отно-   циальное явление и спо-
Почему люди разные, а     шения людей                    собы ее преодоления
любят одно и то же
(вкусную еду, прогулки,   Толерантность – принцип жиз-   Стереотипы в межнацио-
танцы и многое другое)    ни в современном обществе      нальных отношениях: их
В чем проявляется мило-                                  природа и возможности
сердие?                   Правильно выбранная профес-    преодоления
                          сия – залог жизненного успеха
Зависит ли счастье чело-                                 Культура мира и согласия
века от денег?            Идеология человеконенавист-    как фактор национальной
                          ничества: фашизм               безопасности России
Что мы знаем о людях,
переживших ужасы вой-     Россия – моя Родина            Воровство и коррупция:
ны?                                                      легкие деньги – тяжелая
                          Культура толерантности как     жизнь
Почему я горжусь своей    фактор национальной безопас-
страной?                                                 Причины экстремизма и
                                                         способы противостояния
Почему у человека бы-                                    экстремистским настрое-
вают враги?                                              ниям и действиям

                                                         Место России в мире и
                                                         системе международных
                                                         отношений

                                                         Внешние и внутренние
                                                         угрозы национальной

                          92
   88   89   90   91   92   93   94   95   96   97   98