Page 93 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 93
6.1. Классные часы
Практика классных часов в последние десятилетия практически была ис-
ключена из образовательного процесса, хотя на самом деле воспитательный по-
тенциал такой формы общения педагога и детей чрезвычайно велик. Мы рас-
сматриваем классный час как возможность диалога (полилога) участников обра-
зовательного процесса по животрепещущим проблемам, представляющим инте-
рес для детей. Особенности классного часа заключаются в его демократичности
(в отличие от академического занятия), вариативности, коммуникативной насы-
щенности субъект-субъектного взаимодействия. Тематика классных часов мо-
жет быть предложена детям и родителям для обсуждения или составлена на ос-
нове анкетирования детей и их родителей: что им интересно, какие проблемы, с
точки зрения родителей, будут полезны для их детей? Представляется, что раз-
говор, затрагивающий проблемы межкультурного диалога, взаимодействия де-
тей различных национальностей и социального положения, будет очень важен
для школьников.
Предлагаем примерную тематику классных часов для обучающихся раз-
ных уровней образования с поставленными для обсуждения вопросами.
Таблица 5
Примерная тематика классных часов, направленных на профилактику
экстремизма и гармонизацию межнациональных отношений
Начальное образование Основное образование Среднее (полное)
Свои и чужие: причины ксено- образование
Что такое дружба, и по- фобии
чему люди должны жить Интолерантность как со-
дружно? Влияние стереотипов на отно- циальное явление и спо-
Почему люди разные, а шения людей собы ее преодоления
любят одно и то же
(вкусную еду, прогулки, Толерантность – принцип жиз- Стереотипы в межнацио-
танцы и многое другое) ни в современном обществе нальных отношениях: их
В чем проявляется мило- природа и возможности
сердие? Правильно выбранная профес- преодоления
сия – залог жизненного успеха
Зависит ли счастье чело- Культура мира и согласия
века от денег? Идеология человеконенавист- как фактор национальной
ничества: фашизм безопасности России
Что мы знаем о людях,
переживших ужасы вой- Россия – моя Родина Воровство и коррупция:
ны? легкие деньги – тяжелая
Культура толерантности как жизнь
Почему я горжусь своей фактор национальной безопас-
страной? Причины экстремизма и
способы противостояния
Почему у человека бы- экстремистским настрое-
вают враги? ниям и действиям
Место России в мире и
системе международных
отношений
Внешние и внутренние
угрозы национальной
92