Page 92 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 92

6. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ
                ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   И В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

        Урок, будучи одной из форм организации процесса обучения, не может
решать всех воспитательных задач, поставленных перед образовательной
организацией, педагогическим коллективом и отдельными педагогами. Согласно
закону «Об образовании в Российской Федерации» (2016), воспитание –
деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.79

        Неотъемлемой частью образовательного процесса является внеурочная
деятельность, организуемая на базе образовательного учреждения вне учебного
времени в виде игровой, познавательной, социально-полезной, художественно-
творческой, досугово-развлекательной и других видов деятельности. Как
подчеркивалось в пособии ранее, профилактика экстремизма и формирование
культуры толерантности могут быть результативными в том случае, если сам
ребенок будет вовлечен в различные виды деятельности, направленные на
развитие его интеллекта, духовно-нравственных качеств, творческих
способностей, в коммуникации со сверстниками и взрослыми (педагогами,
родителями, представителями общественности). Формами внеурочной
деятельности в концептуальных и нормативно-правовых документах в сфере
образования названы кружки, секции, художественные студии, спортивные
клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-
практические конференции, школьные научные общества, олимпиады,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-
патриотические объединения и т. д.

        Весь спектр направлений и форм воспитательной работы в образователь-
ном учреждении представлен нами в методическом пособии «Гражданско-
патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования:
содержание, направления, методы, формы»,80 поэтому остановимся лишь на не-
которых формах воспитательного процесса, актуальных для формирования
культуры толерантности и профилактики экстремизма в детско-молодежной
среде.

79 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера-
ции». – М.: УЦ Перспектива, 2013. – С. 4.
80 См.: Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и
дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы: Методическое
пособие для педагогов. – Екатеринбург: Школьный формат, 2016. – 176 с.

                                                   91
   87   88   89   90   91   92   93   94   95   96   97