Page 27 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 27

Межрелигиозная дезинтеграция российского общества. Вопросы сво-
боды совести нередко решались в России в угоду политическим интересам госу-
дарства (политика насильственной русификации и христианизации; антиеврей-
ское черносотенное движение), что создавало определенные проблемы в межре-
лигиозных отношениях. Между тем в годы советской власти сглаживанию про-
тиворечий между конфессиональными общностями способствовали: политика
воинствующего атеизма в отношении всех вероисповеданий, влекущая за собой
стремление конфессий к выживанию на основе солидарности; существующие
законы, категорически запрещавшие миссионерскую деятельность, в сфере ко-
торой могли бы происходить столкновения различных конфессий; совместные
усилия вероисповедных сообществ по предотвращению ядерной войны.

        Демократизация общественной жизни в России, в том числе отказ от по-
литики атеизма, разрушила систему строгого контроля за деятельностью кон-
фессиональных организаций, создала благоприятные условия для процесса ре-
лигиозного возрождения, широкого развертывания миссионерской деятельно-
сти, однако одновременно с этим резко возросла религиозная нетерпимость в
России. Причинами такого явления стали: отсутствие опыта свободных цивили-
зованных отношений между вероисповеданиями, падение уровня жизни и нра-
вов, деятельность зарубежных миссионеров, усиление пропаганды антисеми-
тизма, активизация крайних форм исламского фундаментализма в ближнем За-
рубежье и в ряде регионов России, нарушение принципа равенства религий в
пользу религии большинства.

        Как показали исследования РНИСиНП35 начала 2000-х гг., максимальные
показатели отрицательного отношения к другим религиям составляли в то время
11% (у мусульман – к иудаизму) и 17% (у православных – к исламу), при этом
нетерпимость у молодых возрастных групп (16–17 лет) по отношению к иудаиз-
му и буддизму была в 3–4 раза выше, чем у людей самого старшего возраста.36
Одновременно с этим проведенные опросы показали, что в отличие от некото-
рых религиозных руководителей большинство населения (75% у православных
и 68% у мусульман) не соглашалось с идеей исключительности, единственной
истинности той или иной религии, тем более с выступлениями против религий.37
Несмотря на столь позитивные результаты исследований, ученые выступили с
прогнозом, согласно которому в последующие 10 лет не будет наблюдаться ос-
лаблением между мусульманами и христианами (мнение 70% экспертов), а так-
же между православными и католиками (мнение 73% экспертов).38

        В этих условиях в России проявляются религиозно-экстремистские на-
строения, активизируются религиозные организации, деятельность которых на-
правлена на разрушение традиционных морально-этических норм, раскол обще-
ства на «своих» и «чужих», тотальное подавлении личности и подчинение ее

35 РНИСиНП – Российский независимый институт социальных и национальных проблем.
36 Религии народов современной России. – С. 514.
37 Там же. С. 515.
38 Там же. С. 229.

                                                   26
   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32