Page 28 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 28

интересам религиозных лидеров, возбуждение религиозной и национальной
вражды, на насильственные методы решения проблем (ваххабизм, православный
фундаментализм, радикальный протестантизм, фундаменталистский иудаизм,
католицизм, неоязычество, новые религиозные движения).39

        Межпоколенная дезинтеграция в российском обществе. В последние
годы перестройки и в 1990-е гг. культурная травма поразила как старшее, так и
молодое поколение, вызвав резкие конфликты между ними. Традиционные от-
ношения, уходящие корнями в дореволюционную эпоху и в советское время,
подразумевающие взаимную ответственность и уважение, рухнули. Раскол про-
изошел вследствие противоречий общественных сознаний старшего поколения,
воспитанного на основе ценностей коллективизма, альтруизма, патриотизма
(«идеологический человек»), и молодежи, ориентирующейся на ценности ры-
ночной экономики, требующей от человека индивидуализма («экономический
человек»). В этих условиях любые разговоры взрослых о долге перед Отечест-
вом, людьми, семьей вызывали раздражение и даже агрессивную реакцию у мо-
лодежи. В конечном итоге сложилась ситуация, когда противоречие между по-
требностью молодежи в социализации вступает в конфликт с традициями вос-
питания в российских семьях.

        Помимо названных проблем дезинтеграции росту экстремистских на-
строений в российском обществе в целом способствовали и способствуют такие
факторы, как: правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпи-
рованность отдельных представителей власти; снижение общего культурного
уровня россиян, сохранение сложной этнополитической и религиозно-
политической ситуации на Северном Кавказе; нерешенность проблем беженцев
и вынужденных переселенцев, незаконная миграция и др.

                 2.2. Сущность, причины и особенности проявления
                            молодежного экстремизма в России

          Современная молодежь – один из основных субъектов экстремизма,
подверженный правовому нигилизму и нравственному релятивизму (точка зре-
ния, что все знания, этические, эстетические и религиозные ценности являются
относительными, ограниченными во времени и пространстве и сравнимыми с
другими аналогичными, альтернативными ценностями). Социальной базой мо-
лодежного экстремизма являются прежде всего молодые люди юношеского воз-
раста (15–23 года), к концу которого завершается физическое созревание инди-
вида, формируется его социальная зрелость, личностное самосознание, способ-
ность самостоятельно решать жизненные проблемы, вырабатывается стратегия
жизни, намечаются основные ее направления, определяются средства достиже-
ния основных жизненных целей; преодолевается зависимость от взрослых, фор-
мируется самостоятельная жизнедеятельность. Именно в этом возрасте оконча-

39 Ганаева Е. Э. Религиозный экстремизм в России: проблемы теоретической интерпрета-
ции // Молодой ученый. – 2016. – № 1. – С. 795–797.

                                                   27
   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33