Page 22 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 22
говли как таковые, третьи – лишь неолиберальную форму капиталистического
общества и т.д. Однако все они сходятся в критике неолиберального варианта
капитализма и международных экономических и финансовых институтов, кото-
рые считаются его носителями (Всемирного банка, Международного валютного
фонда, Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирной
торговой организации), международных соглашений о свободе торговли (Севе-
роамериканского соглашения о свободной торговле, Американской зоны сво-
бодной торговли и др.), а также политических и экономических встреч и конфе-
ренций (встреч Большой семерки, Всемирного экономического форума и т.д.).
Большинство антиглобалистов заявляют, что «открытие» рынков и свобода пе-
редвижения капиталов не сопровождается такой же открытостью границ и сво-
бодой передвижения людей. В этой связи они ведут борьбу против ограничений
на иммиграцию и прием беженцев.
Моральный экстремизм – крайняя нетерпимость к определенного типа
нравственным нормам и правилам поведения, допущение насилия для утвер-
ждения пропагандируемого набора моральных требований, добродетелей, запо-
ведей. Примерами могут выступать, с одной стороны, резкие публичные оценки
распущенности, сквернословия, ношения эпатажной одежды, несоблюдения
религиозных и светских «кодексов чести», а, с другой стороны, проявления аг-
рессии представителями отдельных субкультур в отношении членов общества,
признающих его культурные традиции.
Бытовой экстремизм – низший уровень экстремизма, проявляющийся в
повседневной жизни отдельных людей и локализуемый в сфере межличностных
и социально-групповых отношений. Примерами такого экстремизма являются
различные проявление агрессивности и экспансивности, нетерпимости и макси-
мализма, религиозного фанатизма, национализма и шовинизма, жестокости и
элементов насильственных действий в межличностных и социально-групповых
отношениях. В основе бытового экстремизма – безнравственные поступки (к
примеру, оскорбления, употребление уничижительных групповых характери-
стик: «лицо кавказской национальности», «черный», «чурка», «чучмек», «кепка»
и др.), далеко не всегда переходящие правовые пределы и осуждаемые преиму-
щественно на уровне общественного мнения в форме замечаний, порицаний,
предупреждений и критики.
Понятийное поле25
Антисемитизм – форма национальных и религиозных предрассудков и нетерпимости,
враждебное отношение к евреям. Термин появился в 1870–1880-х гг. В ходе истории ан-
тисемитизм принимал различные формы – от заведомо ложных обвинений и всякого рода
25 См.: Большой энциклопедический словарь. – С. 57, 996, 1318; Гаджиев К. С. Введение в
геополитику. – С. 74–75; Днепрова Т. П. Национальная толерантность в биполярном оте-
чественном образовании. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2010. – С. 249, 252.
21