Page 25 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 25

технический персонал, работники торговли, сервиса, большая часть крестьянст-
ва) – тяжелое, нижнего слоя (пенсионеры, безработные, беженцы, вынужденные
мигранты и др.) – критическое, что расширяется социальное дно, к которому
академик Т.И. Заславская относит воров, бандитов, торговцев наркотиками, со-
держателей притонов, мелких и крупных жуликов, наемных убийц, бомжей, нар-
команов, алкоголиков, бродяг, проституток и др.28 Нельзя не замечать, что пред-
ставители социального дна создают патологическую среду, в которую попадают
дети и молодежь.

        Проведенная в 1990-е гг. приватизация привела, по мнению ряда исследо-
вателей, к появлению в России олигархического режима, в результате чего 85%
населения России допущены только к 7% национальных богатств,29 что не могло
не вызвать социального недовольства. Разница в материальных условиях актуа-
лизировала такую нравственную категорию, как справедливость. Считая себя
несправедливо обиженными, неимущие люди стали более агрессивными по от-
ношению к другим, считая себя жертвами, а своих обидчиков – агрессорами, их
обида превратилась в интолерантность, которая стала распространяется на род-
ственников, начальство, общество, государство и т.д.30

        Ситуация высокой социальной дифференциации сохраняется в россий-
ском обществе до настоящего времени, и все большее количество людей нахо-
дится в состоянии фрустрации, так как не могут достичь желаемых целей, не
получают ожидаемого вознаграждения, не могут самоутвердиться, не имеют
возможности подняться вверх по социальной лестнице. Все это становится бла-
годатной почвой для отчуждения личности и пренебрежения к социальным нор-
мам.

        Мировоззренческая дезинтеграция российского общества. Как отмечает
исследователь С.Г. Кара-Мурза, мировоззренческая дезинтеграция российского
общества проходит по всем группам и даже «пересекает пропасти между богаты-
ми и бедными, между русскими и нерусскими, между поколениями».31 Он цити-
рует Л. Радзиховского, который пишет о том, что до настоящего времени страна
идеологически по-прежнему состоит из «двух Россий». Одна – за Сталина, рус-
ского бога равенства, зависти и садистской жестокости. Другая – за Гайдара, сим-
вол неравенства, конкуренции, рыночной жесткости. И договориться этим двум
странам никак не возможно… Такая страна — две взаимоисключающие друг дру-
га половинки, с разным прошлым и разными мыслями о будущем». Речь идет о
том, что в обществе существует ценностный конфликт в виде консервативной и
либеральной составляющих, проявляющихся в борьбе либеральной оппозиции с

28 Гуревич П. С., Николаева Е. З. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений. – М.: Мнемозина, 2008. – С. 95.
29 Толерантность / общ. ред. М. П. Мчедлова. – М.: Республика, 2004. – С. 22.
30 Зимина И. С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования // Пе-
дагогика. 2003. № 5. – С. 16.
31 Кара-Мурза С. Г. Дезинтеграция и консолидация общества [Электронный ресурс]. Ре-
жим доступа: http://ru-kara-murza.livejournal.com/230003.html (дата обращения: 12 октября
2016 г.)

                                                   24
   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30