Page 32 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 32
скучающие – люди, которые основным мотивом участия в группе счи-
тают желание содержательно организовать свой досуг, найти среду общения.41
В целом можно отметить, что проявление экстремизма в молодежной
среде связано прежде всего с политическими и социально-экономическими про-
блемами, решение которых должно взять на себя государство. К числу мер про-
филактики экстремизма могут быть отнесены: реформы в обществе, устраняю-
щие социальную дезорганизацию, генерирующую экстремизм; уменьшение со-
циальной базы экстремизма (направление активности людей в социально полез-
ное русло, раскол экстремистских движений, обострение противоречий внутри
движений, поддержка альтернативных лидеров); идеологическая работа, контр-
пропаганда (критика и развенчание идеологии, лежащей в основе экстремист-
ского движения); блокирование лидеров экстремистских организаций и движе-
ний; пресечение преступных действий.
Вместе с тем на сферу образования ложится задача создания условий
комфортного существования детей и молодежи, при которых они востребованы,
имеют возможность приложить свои силы к созидательному труду, включены в
социальные и этнокультурные коммуникации, свободны в своем выборе, сохра-
няют личное достоинство, имеют возможность учиться и отдыхать, учатся раз-
решать конфликты ненасильственными методами.
Понятийное поле 42
Ваххабизм – религиозно-политическое течение в исламе, основанное в середине XVIII в.
Муххамадом ибн Абд аль-Ваххабом. Главными принципами учения являются строгое
единобожие (таухид) и осуждение культа святых. Поклонение святым и их могилам объ-
является многобожием, все новшества, не предусмотренные в Коране и «неповрежден-
ной» сунне (бида), решительно отвергаются. Борьба за «чистый» ислам» вменяется в
обязанность каждому ваххабиту. Выступления ваххабитов против широко распростра-
ненных у мусульман Северного Кавказа культа святых, зикра (религиозных радений),
других суфийских проявлений, осуждение ими такой практики, как многобожие и идоло-
поклонство, вносят напряженность в религиозную жизнь, приводят к ожесточенным
столкновениям между верующими.
Депортация (лат. deportatio – изгнание, высылка из страны) – насильственное переселе-
ние отдельных лиц, групп, народов. Массовые депортации народов Кавказа, Поволжья и
Крыма проведены в феврале – марте 1944 г. с целью очистки территории от «антисовет-
ских, шпионских элементов, оказывавших пособничество фашистам и выступавшим про-
тив советской власти. Частичная реабилитация этих народов состоялась в феврале 1957 г.
Ксенофобия (греч. xenos – чужой; fobos – страх) – страх или ненависть к кому-либо или
чему-либо чужому; восприятие чужого, как опасного и враждебного. Возведённая в ранг
мировозррения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозно-
го или социального деления людей.
41 Юркин И. Н. Сущность и особенности проявлений молодежного экстремизма // Вест-
ник МГОУ. Серия «Философские науки». – 2010. – № 2. – С. 87.
42 Огоновская И. С. История России. – С. 902, 971, 975; Словарь религии народов совре-
менной России. – С. 59, 294; Современный словарь иностранных слов. – С. 323.
31