Page 26 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 26

существующей властью (прежде всего через СМИ, митинги протеста, марши не-
согласных, «Стратегию-31» и т.п.) и борьбе власти с активно проявляющей себя
несистемной оппозицией (запрет несанкционированных митингов, аресты активи-
стов, выступающих с открытыми призывами против действующей власти, и др.).32
Вместе с тем социологи констатируют, что несистемная оппозиция не получает от
населения той поддержки, на которую рассчитывает.

        Этнокультурная дезинтеграция российского общества. В годы пере-
стройки, в условиях распада СССР, начался этнокультурный раскол в россий-
ском обществе, и в течение 1990-х гг. массовое сознание нерусских народов
сдвинулось от русоцентричного к этноцентричному. В некоторых регионах про-
изошла мобилизация этничности на базе русофобии, то есть агрессивного этно-
национализма. Именно в это время российское государство столкнулось со зна-
чительными трудностями, обусловленными новыми вызовами (стремлением
отдельных субъектов РФ к этнотерриториальному обособлению, ростом ксено-
фобии, этнической и религиозной нетерпимости, ограничением в некоторых
субъектах Российской Федерации прав нетитульного, в том числе русского, на-
селения), создавших угрозу национальной безопасности России. Причиной этого
явления стали: замена единой советской идентичности различными, часто кон-
курирующими формами региональной, этнической и религиозной идентично-
сти; формирование свободного и открытого общества, а также рыночной эконо-
мики в постсоветской России, приведшее к глубоким общественным трансфор-
мациям, в том числе кризису гражданской идентичности, межэтнической нетер-
пимости, сепаратизму и терроризму; размывание традиционных нравственных
ценностей народов России; попытки политизации этнического и религиозного
фактора, в том числе в период избирательных кампаний; экспансия междуна-
родного терроризма и религиозного экстремизма.33

        Немалую роль в этнокультурной дезинтеграции сыграли старые обиды, в
частности, на советскую национальную политику в отношении отдельных наро-
дов, подвергшихся репрессиям и депортации и неоднократные изменения адми-
нистративно-территориальных границ отдельных республик и регионов. К ним
добавились и новые, связанные с нарушениями прав религиозных, этнических
меньшинств, допускаемыми должностными лицами; неконституционными ре-
шениями отдельных органов власти (к примеру, решением Верховного Совета
Северо-Осетинской ССР 17 сентября 1993 г. о невозможности совместного про-
живания граждан различной национальной принадлежности; необоснованном
запрещении деятельности некоторых религиозных организаций в Тульской,
Тюменской и других областях, о придании буддизму статуса государственной
религии в Калмыкии; и др.34

32 Огоновская И. С. История России. – С. 894, 902, 906, 907, 971, 972, 975.
33 Права человека: Энциклопедический словарь. – С. 259.
34 Религии народов современной России: Словарь / ред. кол.: М. П. Мчедлов (отв. ред.),
Ю. И. Аверьянов, В. Н. Басилов и др. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Республика, 2002. –
С. 515.

                                                   25
   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31