Page 213 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 213
Приложение 3
12 советов руководителю исследовательской работы по родоведению 114
1. Начиная работу над исследовательской работой (проектом) по родове-
дению с заинтересованными юными исследователями, постарайтесь, прежде все-
го, четко сформулировать тему, нацелив на специфику исходного материала.
Определите конкретную цель работы и поставьте выполнимые задачи (не
более трех). Не надо в названии работы отражать проблему глобально или обоб-
щенно и ставить много задач.
2. Название работы должно соответствовать цели, поставленным задачам и
соответствовать содержанию. Распространенная ошибка при этом – подмена те-
мы, когда название и содержание не соответствуют друг другу.
3. Работа над родословной темой потребует определенных знаний терми-
нологии науки о родстве и знаний по оформлению генеалогической информации.
Без этих элементов работа приобретает форму описания или эссе. Тогда ее нельзя
относить к исследованиям родословия. Необходимые сведения о науке родоведе-
нии (генеалогии) можно получить в специальной литературе. Без этого минимума
включать в название работы понятие «родословная» или «родословие» нецелесо-
образно. Владение основными терминами науки о родстве повышает уровень и
значимость исследовательской работы школьников.
4. Под термином «родословие» надо понимать документально подтвер-
жденную совокупность сведений о предках, связанных родственными узами, их
именах, времени жизни, внешних и физических данных, социальном и имущест-
венном положении, а также сведений о местах их проживания, основных событи-
ях того времени и данные их биографий. Именно такое описание истории рода,
оформленное как историческое повествование, будет наиболее интересно для
каждого, желающего знать свои корни и историю жизни своих предков.
5. Исходя из того, что родословие – это не только мой брат, моя прабабуш-
ка или знаменитый родственник, а это история рода, широта охвата ее может быть
различной, в зависимости от поставленной задачи.
Не подменяйте родословие биографистикой.
6. Тематика исследовательских работ учащихся может быть расширена и не
ограничиваться заданным направлением конкурса или конференции, тогда можно
избежать однообразия формы и получить оригинальные исследования, например,
114 Составлены уральским генеалогом Э. А. Калистратовой. См. подробнее: Калистратова
Э. А. Азбука родоведа: метод. пособие. Екатеринбург, 2006. 80 с.; Калистратова Э. А.
Изучаем историю своего рода / Учебно-справочное пособие. Екатеринбург: Форум-книга,
2007. 128 с.; Дьячкова М. А., Калистратова Э. А. Времен связующая нить Учебное пособие
для основной школы. Серия «Урал. Человек. Истоки». Екатеринбург: Форум-книга, 2008.
144 с.; Калистратова Э. А. Работа над родословием. Краткая методическая разработка в
помощь учителю. Екатеринбург, 2012. 24 с.
212