Page 53 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 53
венной культуры народов России».
Изменения в образовательных стандартах, вымывание гумани-
тарной проблематики в совокупности с направленностью обучаю-
щихся на подготовку к итоговой аттестации в 9 и 11 классах общео-
бразовательных школ приводят к новой ситуации: переориентации
на внеурочную воспитательную деятельность.
Встает вопрос о критериях эффективности внеурочной деятель-
ности и воспитательной работы. Как отмечают Д. В. Григорьев и П. В.
Степанов, необходимо различать результат (непосредственный итог
участия школьника в деятельности) и эффект (то, что развивает
личность – полученные знания, опыт переживаний, социально ак-
тивные действия) внеурочной работы. Авторы описывают резуль-
таты воспитательной деятельности: приобретение школьниками
знаний об общественных нормах, об устройстве общества, о соци-
ально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе
и т.п. – первый уровень результатов; получение ценностного опыта
– второй уровень результатов; получение школьником опыта само-
стоятельного общественного действия – третий уровень результа-
тов. Последний уровень считается наиболее сложным. Достижения
на каждом из уровней рассматриваются как эффекты внеурочной
деятельности [подробнее о методическом конструкторе внеуроч-
ной деятельности школьников см.:. Григорьев Д.В. Внеурочная де-
ятельность школьников. Методический конструктор: пособие для
учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010].
Опираясь на разработанный методический конструктор внеуроч-
ной деятельности, можно предложить различные формы работы,
способствующие достижению обозначенных результатов. В рамках
нашей темы мы рекомендуем обратить внимание на создание дет-
ско-взрослых сообществ по изучению края, участие в поисковой,
природо- и культуроохранной деятельности.
Таким образом, методика работы по изучению культуры Урала
носит комплексный характер, объединяя урочную и внеурочную
составляющие образовательной деятельности и обеспечивающая
формирование социально активной личности с позитивной иден-
тичностью.
53