Page 33 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 33
собственные таланты, но и вовлечь в творческое действие слуша-
телей и зрителей.
Освоение музыкальных традиций казачества, как справедли-
во отмечают исследователи, сопряжено с определенными труд-
ностями: если тексты казачьих песен сохранились, в том числе
благодаря подвижнической деятельности А. И. Мякутина, со-
бравшего и опубликовавшего в начале ХХ в. песни оренбургских
казаков, то нотная запись существует лишь у небольшого количе-
ства музыкальных произведений. Н. И. Кашина рекомендует до-
полнять фольклорные материалы произведениями более поздне-
го времени, например, написанными казачьими композиторами
и поэтами: музыка Г. Шиндяева, слова А. Нихаева «Синий лам-
пас» («Оренбургский казачий вальс»); музыка Э. Кремера, слова
В. Карсканова «Россия», «Гимн Урала», «Уральцы в атаке»; про-
изведениями, раскрывающими события казачьей истории («Хи-
винский марш» Б. Бильзе, «Скобелев-марш» Г. Рейнбольда, марш
Лейб-гвардии казачьего 1-го дивизиона; сигналы, принятые в рус-
ской армии: «Марш при смене караулов», «Генерал-марш» и др.).
Они предлагаются к прослушиванию и могут дополнять изуче-
ние истории и культуры, создавая эмоциональный фон [см. под-
робнее в статье: Кашина Н.И. Особенности освоения учащимися
зтномузыкальной культуры казачества // Начальная школа плюс
до и после. – 2013. – № 10. – С. 90–94].
Даже краткий обзор возможных занятий с обучающимися в
курсе «История, культура и быт Оренбургского казачьего вой-
ска» показывает, что многие из форм работы так или иначе ис-
пользуются педагогами в основной школе, но в системе допол-
нительного образования их применение, на наш взгляд, более
перспективно.
31