Page 128 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 128
В последнюю неделю Великого поста начинали приготовления к
Пасхе «с особой заботливостью»: мыли и белили комнаты, стелили
на столы чистые скатерти, полы застилали новыми половиками,
пекли куличи. По-особенному торжественно украшали храмы.
Ровно в полночь, в ночь на Пасху вместе со звоном колоко-
лов раздавался пушечный выстрел, который возвещал: «Христос
Воскресе!»
Были у оренбургских казаков и свои собственные «престоль-
ные» праздники – торжества в честь открытия храма в селе или
поднятия на храм колоколов. В этот день в гости приезжали род-
ственники из другого села, проходили народные гуляния, кото-
рые могли продолжаться несколько дней. Во время престольных
праздников устраивались ярмарки, привлекавшие много народу,
так же, как и на Масленицу – соревнования по выездке лошадей,
джигитовке и владению оружием.
Как и у других казачьих войск России, у оренбургских казаков
был свой войсковой праздник – Святого Георгия. Отмечался он
с 1756 г., когда 23 апреля была освящена церковь во имя святого
великомученика и Победоносца Георгия в казачьей слободе Фор-
штадте. Известно, что с конца XVIII в. в этот день совершался
торжественный молебен в присутствии военного губернатора
Оренбуржья и войскового атамана, принимавшего торжествен-
ный парад казачьих частей. Далее следовал торжественный обед
и состязания в джигитовке, фехтовании, конные скачки, сорев-
нования по стрельбе.
Наряду со славянским православным большинством в со-
став казачьих войск Российской империи входили представите-
ли других народов и вероисповеданий, в том числе мусульмане,
буддисты, приверженцы языческих верований. В составе Орен-
бургского казачьего войска мусульман-казаков и причисленных
к казачьему сословию на 1853 год было 5650 человек, а к 1903 г.
их число достигло 39 тыс. чел. (8,8% списочного состава Войска).
Историк казачества А. Т. Ветров в конце XIX в. указывал, что
«...казаков-мусульман определяли служить в мусульманские
полки, а буддистов – в буддистские. Причем если казак – мусуль-
манин или буддист – принимал крещение, то его переводили
служить в православный полк». Известны и другие факты, на-
126