Page 114 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 114
67,7%, в том числе мужчин – 145 266 (77% мужского населения),
женщин – 102 452 (52,7% женского населения). Уровень грамот-
ности в других казачьих войсках России был значительно ниже:
в Астраханском – 46%, Донском – 30%, Терском – 22%, а в Ку-
банском всего 17%. [см. подробнее: Каминский Ф.А. Народное
образование в Оренбургском казачьем войске // Проблемы исто-
рии, филологии, культуры. – М.: Институт археологии РАН, 2003.
Вып. 13. – С. 357–366 ].
Особое внимание в казачьих школах уделялось физической
подготовке. В программу обучения вводились и гимнастические
упражнения, помогавшие развивать будущим защитникам Оте-
чества ловкость и силу.
Наказной атаман генерал-майор К. Н. Боборыкин указывал,
что казачья служба требует физического совершенства, для чего
в программах обучения необходимо предусмотреть занятия во-
енной подготовкой. Казачата «должны быть обучаемы:
1) стойке, поворотам, маршировке и некоторым построениям,
кавалеристским сигналам и сотенному учению (пеший по кон-
ному). Все это ученики должны знать совершенно отчетливо в
движениях же, построениях и в выправке достигать возможно-
го совершенства. Для физического развития, гибкости членов и
вообще ловкости мальчиков следует занимать гимнастикой, для
чего устроить хозяйственным способом в каждой станице и по-
селке гимнастические машины. При гимнастических упражнени-
ях ученики не должны стесняться никакими правилами, лишь бы
только ловко прыгали на деревянного коня, проворно лазили по
веревкам, косвенной и вертикальной лестницам;
2) чтобы мальчики, владея присвоенным им оружием (деревян-
ная шашка и пика), знали, как и когда употребить его в дело, т. е.
чтобы удары шашкою и уколы пикою наносились целесообразно и
осмысленно и отнюдь не сопровождались бы бестолковым верче-
нием пики и маханием шашки в воздухе, для чего они должны из-
учить и усвоить основательно правила фланкировки пикою и рубки
шашкою. Сборка и разборка ружья обязательны также для каждого
учащегося. Вместе с тем необходимо, чтобы будущие воины от ро-
ждения были приучены к воинской дисциплине, ибо без дисципли-
ны немыслима никакая часть благоустроенной армии».
112