Page 213 - Кадетское образование
P. 213
нормами, стремление к уходу от проблем, внутренняя напряжен-
ность, замкнутость, подозрительность, недовольство ситуаци-
ей. Именно поэтому психолог прежде всего обращает внимание
на интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные
и мотивационные особенности и способности подростка, посту-
пившего в кадетский корпус
При изменении привычных условий жизни ломка сложившихся
стереотипов и поведения может привести некоторых подрост-
ков к дезадаптации, которая выражается в нервно-психической
неустойчивости, преобладании тревожных эмоций, истощении
психических возможностей. Некоторые мальчики начинают вол-
новаться, теряться, впадать в панику, теряют контроль над си-
туацией и своим поведением. Последствиями такого реагирования
психики ребенка в начале процесса адаптации являются агрессия
или бегство от ситуации. Агрессивность может выражаться в
грубости по отношению к одноклассникам, резких вспышках гне-
ва по ничтожным поводам, в недовольстве всем, что происходит,
особенно требованиями, предъявляемыми подростку.
Бегство от ситуации характеризуется самокопанием или самооб-
винением. У ребенка развиваются тревожно-депрессивные симпто-
мы: чувство полной безысходности, замкнутость, отрешенность,
погруженность в мир тягостных раздумий. Мальчик думает, что
родители от него отказались, бросили, отдали в интернат, пото-
му что он раньше плохо вел себя или что-то делал не так. Если у
ребенка низкие адаптационные способности, ослабленная психика
из-за жизненных трудностей и неудач, то возможна угроза глубо-
ких психических изменений: нервно-психические расстройства или
психические заболевания.
В свою очередь, у родителей может возникнуть чувство вины, ко-
торое позже может перейти в чувство недовольства. Родители не
понимают, почему вдруг ребенку стало так плохо. И вместо того,
чтобы поддержать своего мальчика, успокоить, напитать его лю-
бовью и лаской, некоторые родители начинают искать недостат-
ки в организации учебно-воспитательного процесса.
Учитывая специфику обучения и воспитания в кадетском корпусе,
психологическое сопровождение адаптации осуществляется как в
отношении кадетов-пятиклассников, так и в отношении их ро-
дителей. С пятиклассниками проводятся беседы и адаптационные
тренинги, направленные на формирование представлений о струк-
туре жизнедеятельности в кадетском корпусе, на осознание особен-
212