Page 213 - Кадетское образование
P. 213

нормами, стремление к уходу от проблем, внутренняя напряжен-
                ность, замкнутость, подозрительность, недовольство ситуаци-
                ей. Именно поэтому психолог прежде всего обращает внимание
                на интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные
                и мотивационные особенности и способности подростка, посту-
                пившего в кадетский корпус
                При изменении привычных условий жизни ломка сложившихся
                стереотипов и поведения может привести некоторых подрост-
                ков к дезадаптации, которая выражается в нервно-психической
                неустойчивости, преобладании тревожных эмоций, истощении
                психических возможностей. Некоторые мальчики начинают вол-
                новаться, теряться, впадать в панику, теряют контроль над си-
                туацией и своим поведением. Последствиями такого реагирования
                психики ребенка в начале процесса адаптации являются агрессия
                или бегство от ситуации. Агрессивность может выражаться в
                грубости по отношению к одноклассникам, резких вспышках гне-
                ва по ничтожным поводам, в недовольстве всем, что происходит,
                особенно требованиями, предъявляемыми подростку.
                Бегство от ситуации характеризуется самокопанием или самооб-
                винением. У ребенка развиваются тревожно-депрессивные симпто-
                мы: чувство полной безысходности, замкнутость, отрешенность,
                погруженность в мир тягостных раздумий. Мальчик думает, что
                родители от него отказались, бросили, отдали в интернат, пото-
                му что он раньше плохо вел себя или что-то делал не так. Если у
                ребенка низкие адаптационные способности, ослабленная психика
                из-за жизненных трудностей и неудач, то возможна угроза глубо-
                ких психических изменений: нервно-психические расстройства или
                психические заболевания.
                В свою очередь, у родителей может возникнуть чувство вины, ко-
                торое позже может перейти в чувство недовольства. Родители не
                понимают, почему вдруг ребенку стало так плохо. И вместо того,
                чтобы поддержать своего мальчика, успокоить, напитать его лю-
                бовью и лаской, некоторые родители начинают искать недостат-
                ки в организации учебно-воспитательного процесса.
                Учитывая специфику обучения и воспитания в кадетском корпусе,
                психологическое сопровождение адаптации осуществляется как в
                отношении кадетов-пятиклассников, так и в отношении их ро-
                дителей. С пятиклассниками проводятся беседы и адаптационные
                тренинги, направленные на формирование представлений о струк-
                туре жизнедеятельности в кадетском корпусе, на осознание особен-

212
   208   209   210   211   212   213   214   215   216   217   218