Page 212 - Кадетское образование
P. 212
физическая выносливость. Практика показывает, что не всем
школьникам, поступившим в кадетский корпус, удается безбо-
лезненно и быстро адаптироваться к новым обстоятельствам
и требованиям.
О. К. Дёгтев, заместитель директора по правовому воспитанию
и комплексной безопасности Екатеринбургского кадетского корпуса войск
национальной гвардии РФ
Вопросы готовности к обучению в кадетском корпусе и психолого-пе-
дагогическое сопровождение являются особенно значимыми для кадетско-
го образования. Адаптация к новым требованиям способствует принятию
норм, ценностей, идеалов и традиций кадетского корпуса, обеспечивают
более успешное вхождение воспитанника в новый социум и актуализация
таких качеств личности, которые необходимы для успешного социального
функционирования и самореализации.
Как отмечает Н. Ю. Милованова, необходимо обращать внимание на
такие виды адаптации, как социально-бытовая, учебная, профессиональ-
но-служебная и социально-психологическая адаптация.
Под социально-бытовой адаптацией понимается
– освоение среды жизнедеятельности кадетского корпуса, показателями
которой являются навыки самообслуживания в условиях общежития, со-
блюдение распорядка дня, включенность в жизнь кадетского коллектива;
– успешность в учебной деятельности (учебная адаптация) выражается
в качестве обучения, отношении к учебной деятельности, владении навыка-
ми самостоятельной учебной работы;
– соответствие профессионально-служебным требованиям проявляется
в освоении роли кадета, приспособлении к новым психофизиологическим
нагрузкам, выполнении профессионально-служебных обязанностей;
– социально-психологическая адаптация определяет отношения с одно-
классниками, старшими и младшими кадетами, с педагогами и воспитателя-
ми и их оценке личности кадета, влияет на эмоциональную устойчивость.68
Огромную работу с кадетами-первокурсниками в Первом Ураль-
ском казачьем кадетском корпусе проводит педагог-психолог,
деятельность которого направлена на выявление и коррекцию
личностных качеств подростка, затрудняющих адаптацию. Ме-
шают социально-психологической адаптации такие личностные
особенности, как низкий уровень принятия других и себя, неуме-
ние строить свое поведение в соответствии с общепринятыми
68 Милованова Н. Ю. Социально-педагогические условия адаптации учащихся к жизнеде-
ятельности кадетского корпуса: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – Тамбов, 2006. – С. 9–10.
211