Page 13 - Кадетское образование
P. 13

ретения военного знания. Разместился кадетский корпус в доме на Васи-
льевском острове, ранее принадлежавшем А. Д. Меншикову, сподвижнику
Петра I: «В оном доме всем кадетам надлежит иметь по классам, всякому
классу в особливых покоях, при своих офицерах и надзирателях трапезу, и
у каждого камрадства [«товарищества»], состоящего из 6 в одной камере
живущих человек, быть одному из них уставщиком, который прочим яству
разделяет», – гласил Устав кадетского корпуса. Согласно утвержденному
Сенатом Уставу кадеты делились на 4 класса, каждый из которых распола-
гался в отдельном помещении.

   Здесь обучали математике, истории, географии, артиллерии, фортифи-
кации, фехтованию, верховой езде, немецкому, французскому и латинскому
языкам, грамматике, риторике, рисованию, танцам, морали и геральдике.
Выпускники кадетского корпуса могли получить офицерские чины: от ун-
тер-офицерского до поручика. Первый кадетский корпус в XVIII в. называ-
ли «рыцарской академией», где готовили молодых людей не только к воен-
ной, но и к гражданской службе.

   Учебный курс в кадетском корпусе был рассчитан на шесть лет. В указе
Анны Иоанновны говорилось: «...в государстве не меньше нужно полити-
ческое и гражданское обучение: того ради иметь при том учителей чуже-
странных языков, истории, географии, юриспруденции, танцованию, музы-
ки и прочих полезных наук, дабы видя природную склонность, по тому б и к
учению определять».

   17 февраля 1732 г. начались классные занятия. В корпусе в это время
было 56 кадет. Через месяц число воспитанников превысило 300 человек.
Первоначально они занимались только «экзерцициями», то есть военными
упражнениями. В строевом и административном отношении корпус делил-
ся на гренадерскую, мушкетерскую и конную роты.

   Первые годы существования корпуса осложнялись нехваткой квалифи-
цированных педагогов, которых трудно было привлечь из-за низкого жа-
лования и отсутствия жилья. Постепенно жизнь в корпусе стала налажи-
ваться, а к преподаванию стали привлекать профессоров и преподавателей
с университетским образованием. При корпусе открыли музей и библио-
теку, начали издавать журнал, создали театральный кружок, постановки
которого пользовались успехом. Все это способствовало тому, что корпус
становился престижным учебным заведением.

   Анализ развития военного образования со второй половины XVIII в. по-
казывает, что с изменением политической ситуации в стране начались пре-
образования в сфере военного образования. Они были связаны с деятель-
ностью выдающихся государственных, военных и общественных деятелей
П. И. Шувалова, И. И. Бецкого, М. И. Кутузова, Г. А. Потемкина, П. А. Ру-

12
   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18