Page 250 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 250
Приложение 1
Правила личностно-гуманного подхода педагогов к детям
(по Ш.А. Амонашвили)1
1. Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям,
стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходи-
мости содействуйте, помогайте, выражайте ему «сорадость», сочувствие.
2. Общайтесь с ребенком как с взрослым, от которого ждут взаимного доверия,
уважения, понимания.
3. Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе, высказывайте
ему пожелания, преподносите ему в подарок уроки, рисунки, сочинения о нем, да-
вайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успе-
хов они от него ждут.
4. Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотноше-
ния, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и
искренностью к нему.
5. Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.
6. Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом и экспрессией.
7. Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека на
то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое представление.
8. Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей (собирание
марок, открыток, составление альбомов и пр.), участвуйте в них.
9. Удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребенок соверша-
ет достойный поступок, проявляет смекалку и сообразительность, мыслит сосре-
доточенно.
10. Поощряйте творческую деятельность детей, помогайте им писать пьесы,
ставить спектакли, оформлять их художественно и музыкально, готовить художе-
ственные утренники, выступать со своей самодеятельностью перед родителями,
другими учениками, детсадовцами.
11. Научите детей выпускать книжки с собственными рассказами, сказками, со-
чинениями, стихами и т. д., интересуйтесь этими книжками, читайте их, берите их
с разрешения автора показать своим коллегам.
12. Предлагайте детям стать художниками книжек с рассказами, стихами, сказ-
ками, напечатанными на листках, которые следует сложить и сшить, оформить
обложки, нарисовать в них картины по содержанию произведения, а также объяс-
нить слова, поставить вопросы к тексту.
13. Извиняйтесь перед ребенком, если по какой-либо причине не можете сразу
ответить на познавательный вопрос, с которым он обращается к вам; объясните
1 Ильин Е. П. Психология для педагогов. – СПб.: Питер, 2012. – С. 545.
248