Page 15 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 15

ные и противоречивые исторические процессы к удобным для восприятия
простым схемам и воспринимаются членами группы как нечто бесспор-
ное. Ранее более всего говорили о победе как следствии массового героиз-
ма, в настоящее время очень много пишут о приказах № 227 и 270. В этом
смысле историческая правда заключается в том, что выиграть войну в слу-
чае второго варианта было бы невозможно. Между тем, свою лепту в по-
беду внесли и штрафбаты, и союзники, с большим опозданием открывшие
второй фронт, и американцы, оказавшие СССР помощь по ленд-лизу.

       Историческая память носит выборочный характер, вводит иерар-
хию фактов, выделяя одни и предавая забвению другие. В этом случае
огромную роль играет историческая политика и политика памяти как её
составная часть. К примеру, в коммеморативной традиции нашей страны
всегда была память о самой Победе и жертвах войны, но при этом в тече-
ние длительного времени замалчивался вопрос об ошибках не только
И. В. Сталина, но и советского командования в целом. Следствием таких
ошибок было, в частности, огромное количество военнослужащих, попав-
ших в плен в начальный период войны, но при этом обвинённых в преда-
тельстве. В качестве основных сражений войны вполне обоснованно назы-
вались Московская, Сталинградская, Курская битвы, но при этом забве-
нию предавались другие, к примеру, Ржевская, о которой сейчас так много
пишут и говорят. В качестве примера политики памяти можно назвать и
длительное замалчивание проблемы коллаборационизма на оккупирован-
ной территории, хотя факты сотрудничества с оккупационными властями
ни в коем случае не умаляют факт массового героизма советских людей на
фронте и в тылу.

       Выборочный характер исторической памяти открывает безбрежное
поле для исследовательской деятельности обучающихся, которые смогут в
результате поиска значительно обогатить свою историческую память и
ответить на вопрос: почему предано забвению то или иное событие, вы-
черкнуто из истории какое-либо действующее лицо, изменилось отноше-
ние к герою, превратившегося в предателя, и наоборот.

       Историческая память связана со способностью человека увидеть в
исторических фактах часть своей жизни, что-то личное, значительное,
близкое и ценное. В этом смысле, с учётом того, что традиция устной ис-
тории о Великой Отечественной войне от первых лиц уходит в прошлое,
важно, чтобы новые поколения брали на себя миссию передачи историче-
ской памяти о войне.

       Победа советского народа в Великой Отечественной войне для авто-
ра данного пособия – одно из главных событий XX в. наряду с Великой
российской революцией, образованием и распадом Советского Союза.

                                               13
   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20