Page 14 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 14
тыла. В этом смысле задача педагогов и родителей – приобщить детей и
молодёжь к изучению материалов семейных архивов, воспитать в них же-
лание быть хранителями исторической памяти.
Особенность исторической памяти и в том, что она менее рацио-
нальна и более эмоциональна, она разделяет события на самые важные и
менее значимые, препарирует исторические лица на героев и антигероев,
давая им положительные и отрицательные оценки. Что бы ни писали сего-
дня отдельные «любители исторической правды» о Г. К. Жукове («бездар-
ный полководец», «мясник»), для большинства россиян – это всё-таки
маршал Победы. Как бы не призывали отдельные представители россий-
ской общественности не отмечать 9 мая, мотивируя это огромной ценой
победы, для значительной части людей – это главный праздник страны –
День Победы. В этом смысле на примере Великой Отечественной войны
педагог может показать обучающимся разные стороны исторического со-
бытия или личности, научить детей аргументировать своё мнение по от-
ношению к ним на основе понимания особенностей исторической эпохи и
обстоятельств.
Важно отметить, что историческая память обладает определённой
инерционной устойчивостью и сравнительной стабильностью, хотя мо-
жет быть подвержена изменениям под влиянием образования, СМИ, соци-
ально-политических процессов. Самый яркий пример – эпоха перестрой-
ки, внёсшая серьёзную сумятицу в умы россиян. Пример – идущие до
настоящего времени споры о договоре о ненападении между СССР и Гер-
манией от 23 августа 1939 г. В исторической памяти многих поколений
советских людей это был документ, позволивший отодвинуть начало вой-
ны, выиграть время для подготовки к ней и без всякого сомнения считать
виновником войны фашистскую Германию, напавшую на СССР 22 июня
1941 г. II съезд народных депутатов СССР (1989) сдвинул акценты на сек-
ретный протокол, превратив договор о ненападении в пакт Молотова –
Риббентропа – по сути в «сговор» двух диктаторов по разделу Европы
(аналогия – Тройственный, Стальной, Антикоминтерновский пакты).
Следствие этого – идущий до настоящего времени болезненный процесс
переформатирования исторической памяти россиян о событиях 1939 г.
Надлом проходит по нескольким линиям: ковался ли «фашистский меч» с
помощью СССР, виноват ли СССР в развязывании Второй мировой вой-
ны, когда СССР вступил в эту войну – 22 июня 1941 г. или 17 сентября
1939 г.?
Конечно, при внимательном рассмотрении феномена исторической
памяти можно заметить, что во многом она построена на мифах – упро-
щенных и эмоционально окрашенных нарративах, которые сводят слож-
12