Page 11 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 11
1.1. «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!».
Историческая память о Великой Отечественной войне
как «духовная скрепа» российского общества
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Александр Твардовский
Сохранение памяти о значимых событиях прошлого – один из ин-
струментов (средств, механизмов, способов) воспитания людей в традиции
уважительного и бережного отношения к истории своей страны и её сосе-
дей, народа и этнической группы, семьи и рода. В пространстве историче-
ской, философской, политологической, социологической литературы
можно найти целый спектр понятий, так или иначе относящихся к страни-
цам истории: «историческая память», «историческая политика», «полити-
ка памяти», «историческая культура», «культурная память», «места памя-
ти», «историческая правда» и др. Существуют различные определения
этих понятий, поэтому остановимся на нескольких, близких автору данно-
го пособия:
историческая память – процесс осовременивания прошлого в
сознании индивидуальных или коллективных субъектов1; набор передава-
емых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъек-
тивно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно негатив-
ного опыта, угнетения, несправедливости в отношении народа; иногда
рассматривается как измерение коллективной (или социальной) памяти2;
культурная память – знание, управляющее поступками и пере-
живаниями в специфических рамках взаимодействия внутри определённо-
го общества, подлежащее наставлению и заучиванию, которое повторяется
из поколения в поколение3; система базовых представлений общества о
прошлом, закрепленных в памятниках культуры и социальной традиции4;
историческая политика – моделирование исторического созна-
ния и исторической памяти подданных и манипулирование ими; часть об-
1 Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь / Отв. ред.
А. О. Чубарьян. – М. : Аквилон, 2014. – С. 170.
2 Репина Л. П. Культурная память и проблемы историописания (историографические за-
метки). – М. : ГУ ВШЭ, 2003. – С. 10.
3 Теория и методология исторической науки. – С. 369.
4 Репина Л. П. Культурная память и проблемы историописания. – С. 11.
9