Page 13 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 13

ное отражение действительности, которое историческая наука должна да-
вать как конечный продукт своей деятельности9, «просто факт, которого
нельзя отрицать»,10 или, по мнению автора статьи, – документально под-
тверждённый исторический факт, не вызывающий сомнений.

       Общим для всех названных понятий является обращение к прошло-
му, а история Второй мировой и Великой Отечественной войн – благодат-
ное поле и для осовременивания прошлого, и для получения определенной
политической выгоды, и для утверждения разнообразных интерпретаций,
и для поиска исторической правды.

       Историческая память, которую часто отождествляют с коллективной
памятью, опирается на исторический опыт целых стран, народов, отдель-
ных социальных групп и конкретных семей и передаётся последующим
поколениям с надеждой, что данный опыт будет востребован. Эта память
имеет целый ряд особенностей, которые можно проиллюстрировать на
примере Великой Отечественной войны.

       Историческая память бытует в общественном сознании и являет-
ся средством самоидентификации различных сообществ людей. Когда
речь идёт о Великой Отечественной войне, большинство бывших совет-
ских людей и нынешних россиян прежде всего идентифицируют себя с
«народом-победителем». В условиях современных реалий, когда общество
разделено по различным основаниям, такое самоопределение является
важным консолидирующим общество фактором. Одновременно с этим
существует историческая память отдельных групп людей, переживших
войну: блокадников Ленинграда, детей войны, инвалидов войны, узников
концлагерей и др.

       Историческая память опирается на различные источники, в том
числе личностного характера, и позволяет видеть более полную картину
происходивших событий, в том числе и в годы войны. Приказы ГКО,
Ставки Верховного Главного командования, наркома обороны, команду-
ющих фронтами – наиважнейшая информационная составляющая Вели-
кой Отечественной войны, но не менее важны и ценны эго-документы во-
енного времени: дневники, воспоминания, фронтовые письма. Именно в
них присутствует глубинная историческая правда, именно с ними в
первую очередь должны знакомиться потомки фронтовиков и тружеников

9 Докучаева Ю. И. Историческая справедливость в восприятии участников русско-
японской войны // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 4. – Том 1. Гумани-
тарные науки. – С. 57.
10 Бердяев Н. Философия свободы [URL]. Режим доступа:
https://www.booksite.ru/localtxt/ber/dya/berdyaev_n_a/fil/filosof/11.htm (дата обращения:

12.05.2020).

                                               11
   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18