Page 19 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 19
войны (фронтовики, труженики тыла, дети войны, бывшие узники концла-
герей, блокадники Ленинграда), эта связь должна сохраняться по двум
причинам: для современников войны крайне важна духовно-нравственная
поддержка со стороны их потомков, для самих потомков – это последняя
возможность прикоснуться к истории эпохального события XX в. через
«живую память» предков;
изучение истории Великой Отечественной войны важно и пото-
му, что в последнее десятилетие предпринимаются активные попытки не
только «отнять Победу» у нашей страны, но и поставить Советский Союз
в один ряд с фашистской Германией как виновника Второй мировой вой-
ны; опасность таких утверждений велика, ведь они деформируют истори-
ческое сознание молодого поколения, заставляют молодёжь усомниться в
реальном подвиге предков, в освободительной миссии Красной армии в
Европе, в решающем вкладе СССР в победу над фашизмом; следствием
этого может быть серьёзное отчуждение молодых россиян от собственной
истории, презрительное отношение к ветеранам войны и труда, историче-
ское забвение принципиально важных страниц отечественной истории;
забывать о войне нельзя потому, что во многих странах активи-
зировались сторонники фашизма, нацизма, антисемитизма и других про-
явлений ксенофобии; на примере Второй мировой и Великой Отечествен-
ной войн необходимо показывать, к каким последствиям привела идеоло-
гия человеконенавистничества и как легко молодёжь становилась поклон-
ником этих идей; напоминание о жертвах войны может быть действенным
инструментом профилактики геноцида в отношении «неполноценных»
людей; опыт автора данного пособия показывает, что один просмотр
фильма Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» (1965) серьёзно
«встряхивает мозги», заставляет молодых людей, увлечённых идеями
Mein Kampf, пересмотреть свои взгляды;
обращение к страницам истории Великой Отечественной войны,
особенно через художественные образы в литературе, живописи, кино,
скульптуре, позволяет развивать эмоции, а вслед за ними и чувства обу-
чающихся, среди которых важное место занимает эмпатия – способность
индивида эмоционально отзываться на переживания других людей13; педа-
гогический оптимизм позволяет надеяться на то, что сочувствие и сопере-
живание, возникающие в процессе проживания трагедий Великой Отече-
ственной войны, смогут проявляться со стороны детей и в реалиях насто-
ящего в отношении других людей и каких-либо событий;
13 Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и
др. – М. : Педагогика, 1983. – С. 413.
17