Page 207 - Тыл - фронту
P. 207

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

    Впервые крупным планом уралец предстал перед всей страной в
виде «Саши с Уралмаша» из кинофильма Леонида Лукова «Два бойца»
1943 года. Действие фильма разворачивается в октябре 1941-го на фоне
боев по обороне уже месяц как осажденного фашистами Ленинграда.
Можно сказать, что весь фильм – это отдельный эпизод, точнее даже
фрагмент из жизни двух друзей, составляющих пулеметный расчет, в ко-
тором первым номером был Аркадий Дзюбин (Марк Бернес), а вторым
Саша Свинцов (Борис Андреев). Жизнь героев фильма в перерывах меж-
ду боями заполнена обыденными делами, воинской службой, походами
в дни затишья в увольнение, разговорами, выяснением отношений. Так
же просто и предсказуемо развивается ситуация и после того, как влю-
бленный... Саша знакомит с Тасей своего товарища...

    Все писавшие об этой киноленте сходятся на том, что в центре кино-
картины находится история дружбы двух бойцов, построенная на вели-
колепном актерском дуэте. Фильм называли «волнующей лирической
балладой о фронтовой дружбе». Взаимоотношения двух очень разных
людей, познакомившихся и оказавшихся вместе силою исключительных
обстоятельств, создавало внутреннюю структуру фильма. Подчеркнутое
несходство характеров героев образовывало скрытую драматургию все-
го происходящего.

    Два бойца, два неразлучных товарища, которые в бою лежали у од-
ного пулемета, действуя как одна боевая единица, в прочее время ста-
новились сами собой. Борис Андреев играл могучего русского богатыря,
уральского увальня, могучего, сильного, искреннего, и, одновременно,
по-детски наивного, внутренне незащищенного, ранимого. Этот образ
словно вобрал в себя все лучшие черты прежде сыгранных актером
персонажей, наделенных широтой и открытостью души, отличавшихся
верностью в дружбе, неустанностью в работе, мужеством и стойкостью
в борьбе. Одессит Аркадий Дзюбин в исполнении Марка Бернеса оча-
ровывал зрителя своей внутренней независимостью, раскованностью,
жизнелюбием, особым мужским шармом, артистизмом и даже, можно
сказать, утонченностью. Вся его натура излучала глубокое обаяние, обя-
зательное для человека, привыкшего находится в центре внимания, быть
душой любой кампании. На фоне такого товарища Саша Свинцов неиз-
бежно превращался в застенчивого, неуклюжего, простодушного велика-
на – идеальную мишень для шуток.

    Кинокритики всегда пытались подыскать наиболее подходящую ана-
логию для контрастирующего состава этого дуэта. Говорили, что герои
фильма восходят к фольклорно-мифологической паре «герой-богатырь
и его комический двойник», их сравнивали с белым и рыжим клоунами,

                                        206
   202   203   204   205   206   207   208   209   210   211   212