Page 23 - Подвижные игры народов Урала
P. 23
ЗАГАДКА кивает из норки и, прыгая на одной ноге, старается запятнать кого-либо
Рыжая хозяюшка из игроков. Если игроки замечают, что лиса стала на обе ноги или пере-
Из лесу пришла, менила ногу, то кричат: «Лиса, в нору, лиса, в нору!» И игра начинается
Всех кур пересчитала, снова. Тот, которого лиса запятнала, сам становится лисою, а прежняя
С собой унесла. лиса присоединяется к играющим.
(Лиса) ХРОМАЯ ЛИСА («Аксак телке» – татарская народная игра)
Для игры очерчивается достаточно большое поле в форме круга (ку-
рятник), размер которого зависит от количества участников. Количе-
ПОТЕШКИ ство участников не ограничивается.
Лиса по лесу ходила, По жребию выбирают водящего – хромую лису. Все остальные игро-
Звóнки песни выводила, ки – курочки.
Лиса лычки драла, По сигналу игроки бегут по кругу, а хромая лиса, прыгая на одной
Лиса лапотки плела. ноге, старается запятнать кого-либо из них. Как только ей это удается,
Себе – двое, лиса входит в круг, а запятнанный игрок становится хромой лисой. Игра
Мужу – трое заканчивается, когда все игроки побывают в роли хромой лисы.
И детишкам Игра варьируется. Из числа игроков выбирается не только хромая
По лаптишкам. лиса, но и хозяин дома по имени Бикчантай.
На противоположных сторонах площадки очерчиваются круги: на
ПОСЛОВИЦА одной стороне – «норка лисы», на противоположной – круг диаметром
Всякая лиса свой хвост 5–10 м – «курятник», в котором размещаются «курочки», а сбоку от
хвалит (бережет). большого круга чертится круг поменьше – «дом хозяина». Лиса подходи
к дому хозяина и между ними разыгрывается следующий диалог:
Лисичка с курочкой, с. Таволги, – Лиса, лисанька хромая, куда ночью ковыляешь?
Свердловская область – Бикчантай, сынок Мамая, меня бабка ждет родная.
– А зачем к ней торопиться?
– Моя шуба там за печкой.
– А если шуба загорится?
– Окуну я шубу в речку.
– Вдруг умчит ее теченье?
– Я заплачу с огорченья.
– Лиса, лисанька хромая, как без шубы ты пойдешь?
– Бикчантай, сынок Мамая, как пройду, тогда поймешь.
По окончании разговора «хозяин» отправляется спать, а «лиса» ста-
рается поймать (запятнать) «курочку».
По правилам игры лисе запрещено вставать на обе ноги. Если она
нечаянно встанет на обе ноги или сменит ногу, то «хозяин дома» «про-
сыпается» и направляется в «курятник», чтобы поймать «лису». Лиса
убегает, но если «хозяину дома» удается ее поймать или запятнать, то
22