Page 68 - Мы живем на Урале
P. 68

В центре такого сакрального места находился свя-
                                           щенный сумь-ях или лабаз – дом, в котором «живет»
                                           божество. Жизнь божеств представлялась похожей на
                                           земную человеческую, поэтому рядом с божеством-муж-
                                           чиной «поселяли» его супругу. Существовали отдельные
                                           священные места для поклонения различным почитае-
                                           мым божествам.
                                                       Об одном из самых знаменитых идолов, которым по-
                                           клонялись местные народы, – Золотой бабе – повеству-
                                           ется и в русских летописях, и в записках путешественни-
                                           ков, побывавших в России в XVI–XVII вв. Никто из них
                                           не видел Золотую бабу, о ней рассказывали с чужих слов,
                                           поэтому так много противоречивых сведений: одни го-
                                           ворили, что это был идол из чистого золота, другие, что
                                           из дерева, покрытого сверху позолотой, третьи утвер-
                                           ждали, что она была каменной. Кунгурская летопись пи-
                                           шет о ней как о «богыне древней», которая «нага с сыном
                                           на стуле седящая, приемлюще дары от своих».
                                                       Божествам приносили богатые подношения. В об-
                                           мен на меха предки манси и ханты получали изделия из
                                           серебра (блюда, кубки, чаши), драгоценное оружие, ко-
                                           торое бережно передавалось из поколения в поколение,
Молданов С.А. – полуоседлый остяк.                      и хранили эти изделия в священных местах, благодаря
                Фото 1929 г.        чему дошли до наших дней.

Медвежьи игрища хантов              Первые контакты с русскими отмечены еще в XI в. Впоследствии они
                                    активизировались в связи с заселением русскими районов Урала и Си-
                                    бири.
                                    Говоря о формах художественной культуры ханты и манси, отме-
                                    тим, что по преимуществу это декорирование предметов обихода, ко-
                                    торые изготавливали вручную. Хантыйские женщины умело обраба-
                                    тывали шкуру животного – будь то олень, птица или рыба, делали из
                                    нее замшу; ткали из изготовленных ими ниток из сухожилий, крапи-
                                    вы полотно; шили покрытие для жилища, полные комплекты одежды
                                    для всех членов семьи и различную мягкую утварь; умели заготовить
                                    и обработать бересту; из особым образом обработанной травы пле-
                                    ли циновки; умели приготовить составы для смягчения шкур, окрас-
                                    ки различных материалов и их склеивания. Созданные вручную вещи
                                    украшались причудливыми узорами из меха, бересты, ткани, бисера,
                                    пуговиц, металла.

                                    66
   63   64   65   66   67   68   69   70   71   72   73