Page 69 - Мы живем на Урале
P. 69

В. Кулемзин и Н. Лукина, авторы очень интересной и познаватель-                           Национальная сумка – туцю
ной работы «Знакомьтесь: ханты», подробно описывают особенности                                     (мех, кожа, сукно)
берестяных изделий, созданных хантыйскими мастерицами. Здесь были
и плоскодонный водонепроницаемый сосуд с низкими стенками – вме-                                Хантыйский орнамент
стилище для сырой рыбы, мяса, жидкостей; и кузовки для сбора ягод;                                      «глухарка»
и большие заплечные кузова для переноски ягод, других продуктов и
даже детей; и множество коробок – круглых, овальных, прямоугольных,
от крошечных до размера с кадку – для сухих продуктов, хранения посу-
ды и одежды. Для орнаментации предметов, изготовленных из бересты,
применяли выскабливание (процарапывание), тиснение, ажурную резь-
бу с подкладным фоном, аппликацию, раскрашивание, профилировку
краев, накалывание, нанесение узора штампом, сшивание различно
окрашенных кусочков бересты14.

   Орнаменты были самые разнообразные: изображения медведя, птиц,
соболя, рогов оленя и др. – и совершенно неслучайные. В одной хантый-
ской сказке говорится: «Мать сшила ему колыбель из бересты, украшен-
ную ногастыми зверями, сшила ему колыбель, украшенную крылатыми
зверями». Главной фигурой здесь была глухарка, охраняющая душу ре-
бенка, пока он спит.

   Одним из древнейших женских искусств обских угров было изготов-
ление мозаики из окрашенной рыбьей кожи в сочетании со светлой оле-
ньей замшей. К сожалению, сейчас это искусство уже утрачено (так же,
как и искусство вышивания по холсту цветными нитками – шерстяны-
ми, бумажными, шелковыми и гарусом). Лучше сохранилась традиция
изготовления мозаики из одной лишь замши, светлой и окрашенной, на
обуви и сумочках.

   В меньшей степени занимались художественной резьбой по дереву.
Строгими резными узорами украшали табакерки, коробочки, женские
кроильные доски и выбивалки снега, ступки для табака и курительные
трубки, пряслица, культовые молоты.

   О значении прикладного искусства как способа творения челове-
ческого мира может свидетельствовать тот факт, что древние народы
понимали: именно рукотворное искусство отличает человека от живот-
ного. Не об этом ли повествуется в древнем предании: на свете появи-
лась первая девочка Мось. Она родилась от медведицы в берлоге, а как
подросла, то сделала «такую берестяную коробочку, что просто чудо!».
Когда пришли охотники, она выбросила коробочку из берлоги, чтобы
дать знать: здесь есть человек.

14 См. подробнее: Кулемзин В. М., Лукина Н. В. Знакомьтесь: ханты. – Новосибирск, 1992.

                                                                                         67
   64   65   66   67   68   69   70   71   72   73   74