Page 67 - Мы живем на Урале
P. 67
поверхность. У нее есть помощники, один из которых почитается осо-
бо – это дух земли Мых-Лунг, прародитель медведей.
Медведь занимает важное место в мифологии обских угров, в покло-
нении ему прослеживаются элементы тотемизма. От медведя, в частно-
сти, произошли некоторые народы манси и ханты. Главным событием в
календаре обских угров традиционно считается медвежий праздник, с
которым связаны ритуальные пляски и песни, шаманские моления, га-
дания и принесение жертв духам леса.
Важное место в мифологии обских угоров занимают предания о
душе: часто упоминается, что у мужчин пять или семь душ, у женщин –
четыре или шесть. У манси различаются душа, способная к переселению
(дыхание лили) и душа-тень (ис или ийс). Лили присуща человеку с мо-
мента рождения и после смерти переселяется в ребенка, родившегося
в этом же роде. Ис способна отделяться от человека даже во время сна.
После смерти она попадает в подземное царство, где живет столько же,
сколько человек прожил на земле, а затем исчезает.
Народная демонология рассказывает о населяющих леса злых суще-
ствах, среди которых наиболее известны лесные великаны-людоеды и
учи, обладающие зооморфными чертами.
В фольклоре обских угров особое место занимают героические ска-
зания об отырах.
Божества, которым поклонялись ханты и манси, в большинстве сво-
ем связаны с явлениями природы и промыслом таежных охотников и
рыболовов. Для божеств люди выбирали священные места, где соверша-
ли жертвоприношения и совершали определенные ритуалы.
Праздник медведя у вогулов.
Полярный Урал. 1926 г.
Государственный архив
Свердловской области
65