Page 22 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 22
центр «горного гнезда» Демидовых в виде комплекса вну-
шительных каменных зданий, над которыми возвышается
Входо-Иерусалимский собор. На площади перед собором:
здание управления Нижнетагильскими рудниками и заво-
дами, двухэтажное строение (здесь размещались химиче-
ская лаборатория, библиотека, контора по сбыту металла,
музей), провиантский склад. На берегу, обращенный фаса-
дом на пруд, расположен двухэтажный барский корпус,
позднее ставший резиденцией управляющего Нижнета-
гильским горным округом. «Завод Нижне-Тагильский Де-
мидовых – это целый мир. Тут есть все, что в наилучших
устроенных городах», – словно в подтверждение «доку-
ментальности» картины Худоярова написал один из путе-
шествующих21.
Горнозаводский Урала превратился в промышлен-
ный остров, отдельный «уральский мир» внутри россий-
ской жизни, который обрел свой отличительный облик,
способ жизни, логику развития. Наиболее емкой итоговой
оценкой промышленного Урала в XVIII–ХIХ вв. стало оп-
ределение его как «горнозаводской цивилизации»
(П. С. Богословский). Действительно, если рассматривать
цивилизацию как локальную культуру, возникшую на оп-
ределенной технологической основе, можно признать, что
такое понимание горнозаводской культуры имеет совсем
не метафорический смысл.
Писатель, археолог, этнограф Ф. Д. Нефёдов в книге
«В горах и степях Башкирии (из путевых впечатлений и
рассказов)», вышедшей в 1882 г., обобщая свои впечатле-
ния, так представлял картину уральской истории: «Заводы
росли и размножались. К ним стягивались и прикрепля-
лись рабочие люди: беглые, переселенцы, успевшие уже
21 Юрьевич С. Дорожные письма во время путешествия по России с покойным
государем Александром Николаевичем в 1937 году. – СПб., 1877. – Т. 4. –
С. 459.
21