Page 21 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 21

Признано, что большую роль в сохранении артельных
форм организации на Урале сыграли старообрядцы, кото-
рые повсюду, где бы они ни оказывались (в Подмосковье,
Поволжье, Сибири), стремились к сохранению прежних
трудовых традиций.

        Горнозаводское население отличалось более высо-
ким, чем в Центральной России, уровнем грамотности и
сложившимися традициями промышленного труда. «Гор-
ный устав» требовал, чтобы обучение проходили все дети
мастеровых. На многих заводах действовали начальные
двухклассные училища. В официальных «Сведениях по
Пермской губернии» за 1836 г. отмечалось, что
«…заводские люди Пермской губернии имеют более обра-
зования, нежели люди тех же сословий в других губерни-
ях. Это приписать должно большому числу училищ и гор-
нозаводских школ в имениях главных заводчиков». К это-
му следует добавить, что на Урале складывались свои ди-
настии горных инженеров и техников, выступавших в роли
носителей технико-технологических знаний и культурных
традиций.

        Что собой представлял развившийся уральский «за-
вод» хорошо видно по картине «Гулянье на Лисьей горе»,
написанной в 40-е годы XIX в. Исааком Худояровым. На
картине изображена панорама Тагила, расположенного в
живописной пойме одноименной реки. Особенности ме-
таллургического производства того времени привязывали
завод к реке. Плотина, являясь его центральным сооруже-
нием, одновременно выступала и в качестве главного гра-
дообразующего элемента поселка.

        Слева от плотины разместились корпуса завода
(можно даже разглядеть движущийся среди них поезд Че-
репановых), еще левее в стороне от реки расположился ра-
бочий поселок, за которым виден Высокогорский рудник.
В глубине картины за плотиной и заводским прудом –

                                     20
   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26