Page 36 - Областной семинар «Актуальность и значимость: сборник материалов
P. 36

Я уделяю внимание на постановку вопроса,
направленного на выяснение того, что услышали дети в том или
ином произведении, какая музыкальная мысль обостряет их
восприятие и побуждает их к оценочному суждению.

                 Одним из ярких примеров патриотического
воспитания является опера М.И.Глинки «Иван Сусанин». На
уроке я рассказываю об истории создания оперы, о
исторических событиях 1612 года, борьбе русских ополченцев
во главе Минина и Пожарского и о подвиге крестьянина – Ивана
Сусанина.

                 На уроке с ребятами мы слушаем последний ответ
Ивана Сусанина полякам:

            « Велик и свят наш, край родной. Встает земля на
подвиг свой…» я предлагаю учащимся сравнить этот
музыкальный ответ врагам Сусанина из оперы М.И.Глинки с
поэтическим ответом Сусанина из стихотворения К.Рылеева.

                   Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
                   И радостно гибнет за правое дело.
                   Предателя, мнили, во мне вы нашли:
                   Их нет и не будет на Русской земле!
                   В ней каждый отчизну с младенчества любит
                   И душу изменой свою не погубит.
            Дети отмечают, что в обоих ответах Ивана Сусанина
лежит одна идея – любовь к родной земле, к Отчизне. Но когда
звучит музыка, дети отмечают, что испытывают гордость, силу,
уверенность.
            Знакомство с арией Ивана Сусанина « Чуют правду »
начинаю с разучивания главной мелодии. Дети поют еѐ как
вокализ, важно чтобы они прочувствовали серьѐзность,
сосредоточенность исполняемого произведения. Это создаст
атмосферу для вдумчивого вслушивания в музыку. После
прослушивания арии, учащиеся отвечают на вопрос: « Как
композитор передал душевное состояние человека, готового
идти на смерть во имя спасения Родины?». Школьники
отмечают мужественную сдержанность музыки, еѐ суровые и в

36
   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41