Page 36 - Областной семинар «Актуальность и значимость: сборник материалов
P. 36
Я уделяю внимание на постановку вопроса,
направленного на выяснение того, что услышали дети в том или
ином произведении, какая музыкальная мысль обостряет их
восприятие и побуждает их к оценочному суждению.
Одним из ярких примеров патриотического
воспитания является опера М.И.Глинки «Иван Сусанин». На
уроке я рассказываю об истории создания оперы, о
исторических событиях 1612 года, борьбе русских ополченцев
во главе Минина и Пожарского и о подвиге крестьянина – Ивана
Сусанина.
На уроке с ребятами мы слушаем последний ответ
Ивана Сусанина полякам:
« Велик и свят наш, край родной. Встает земля на
подвиг свой…» я предлагаю учащимся сравнить этот
музыкальный ответ врагам Сусанина из оперы М.И.Глинки с
поэтическим ответом Сусанина из стихотворения К.Рылеева.
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело.
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земле!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.
Дети отмечают, что в обоих ответах Ивана Сусанина
лежит одна идея – любовь к родной земле, к Отчизне. Но когда
звучит музыка, дети отмечают, что испытывают гордость, силу,
уверенность.
Знакомство с арией Ивана Сусанина « Чуют правду »
начинаю с разучивания главной мелодии. Дети поют еѐ как
вокализ, важно чтобы они прочувствовали серьѐзность,
сосредоточенность исполняемого произведения. Это создаст
атмосферу для вдумчивого вслушивания в музыку. После
прослушивания арии, учащиеся отвечают на вопрос: « Как
композитор передал душевное состояние человека, готового
идти на смерть во имя спасения Родины?». Школьники
отмечают мужественную сдержанность музыки, еѐ суровые и в
36