Page 163 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 5
P. 163
162 ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы, ее статус
Современный этап развития государства и общества, характеризую-
щийся значительными социально-экономическими преобразованиями,
гуманизацией общественно-экономических отношений, выдвигает новые
требования к системе отечественного образования и качеству подготов-
ки выпускников. Образовательные учреждения призваны формировать
целостную систему знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности за ее результат. Наряду с этим
важнейшими задачами воспитания в условиях модернизации россий-
ского образования является формирование у школьников гражданской
ответственности, правового самосознания, духовно-нравственных качеств
личности, способности к успешной адаптации к социально-экономическим
условиям современного общества и самореализации на основе целостного
представления о взаимосвязи процессов, происходящих в мире, стране,
регионе.
В течение последних лет в рамках межрегионального проекта на
основе системного социокультурного подхода к истокам в образовании
(автор – профессор РАЕН И.А. Кузьмин) накоплен значительный опыт
разработки и реализации регионального учебно-методического комплекса
надпредметного характера «Урал. Человек. Истоки», а также научно-
методического и дидактического обеспечения образовательного процесса,
построенного на социокультурных основаниях. Социокультурный подход
позволяет рассматривать образование школьников как педагогическую
систему на единых методологических, психологических, внутрипредмет-
ных (метапредметных) основаниях, направляющую развитие личности на
самоутверждение в обществе, создающую условия для управления вну-
тренними ресурсами, формирующую общий социокультурный стержень
всех участников педагогического процесса.
Реализуя ведущие принципы государственной политики в области об-
разования, такие как гуманистический характер образования, приоритет
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного раз-
вития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения
к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине,
семье, а также отвечая духовным запросам общества, региональный об-
разовательный проект «Урал. Человек. Истоки» решает задачи духовно-
нравственного воспитания личности.
Данная программа развивает содержание программы «Урал. Человек.
Истоки» для начальной школы, сохраняя методологические и техноло-
гические особенности его освоения учащимися. При условии реализации