Page 164 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 5
P. 164
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 163
социокультурной направленности образовательного процесса воспи-
тательная, культурно-досуговая и другие виды деятельности учителя,
воспитателя входят в единый контекст с образовательным процессом на
начальной ступени общего образования.
Актуальность реализации образовательными учреждениями области
программы, основанной на социокультурном подходе к образованию
обусловлена необходимостью
– объединения обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс;
– сохранения и развития единого образовательного пространства,
обеспечивающего ценностно-смысловую преемственность всех ступеней
образования;
– объединения школы, учащегося и его семьи с целью обеспечения
естественного гармоничного духовно-нравственного развития личности
ребенка в условиях присоединения к ценностному пространству семьи;
– включения всех субъектов образовательного процесса в позитивную
созидательную деятельность, оказывающую влияние на социокультурное
развитие личности, семьи, коллектива, образовательного учреждения,
территории, региона;
– воспитания чувства сопричастности к малой родине в контексте
российской истории и современного социально-экономического развития
своего района, всей Свердловской области.
Особенностью содержания программы является ее интегративный
метапредметный характер, базирующийся на системе фундаментальных
социокультурных ценностей, вокруг которых концентрируется осваивае-
мое содержание курса. Создание единого социокультурного стержня в
содержании образования служит основой интеграции предметных знаний,
представлений, системы отношений в целостной картине мира учащих-
ся. Комплексно-системный подход к изучению родного края как некоей
целостности позволяет рассматривать природные, экономические, соци-
альные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние
региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный
путь формирования научного мировоззрения, системы экономических,
экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения к
родному краю как на эмоциональном, так и на рациональном уровне.
Содержание программы представляет широкие возможности для соз-
дания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом
педагогами может быть реализован собственный подход к структурирова-
нию учебного материала, определения последовательности его изучения, а
также путей формирования системы знаний, умений и способов деятель-
ности, развития и социализации учащихся.